Аргументы в пользу теории возникновения государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, её цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определённого государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.[1] При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства.
Тем не менее, глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.
1. Теологическая (религиозная) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Аврелий Августин (354-430 г.г. н.э.), христианский философ и богослов; Фома Аквинский (1225-1274), христианский философ и богослов.
Сущность теории:
Государство возникает и развивается как осуществление великого Божественного замысла.
· Идея незыблемости государства.
· Зависимость самого государства от Божественной воли.
Аргументы «против»:
Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объективных исторических и иных данных, а на вере в божественное происхождение государства. В конечном счёте, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога.
2. Патриархальная теория. Представителями данной теории являются: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ; Николай Михайловский (1842-1904), русский социолог и публицист.
Сущность теории:
Государство возникает в результате разрастания семьи.
· Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.
· Данная теория обосновываем существование «отцовской» власти монарха в обществе.
Аргументы «за»:
Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племён североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.
Аргументы «против»:
· Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вместе с государством, в процессе разложения первобытнообщинного строя.
· Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление).
3. Договорная (естественно-правовая) теория. Представителями данной теории являются: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права; Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель; Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель; Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист; Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просветитель.
Сущность теории:
Общественный договор как результат свободного соглашения народа – главная причина возникновения государства.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
· воля народа является единственным источником любой политической власти в обществе;
· верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
· взаимная ответственность государства и личности;
· обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Аргументы «за»:
· Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции США договора между народами, входящими в их состав).
· Основные положения, сформулированные многими представителями договорной теории вошли в концепцию правового государства.
Аргументы «против»:
· Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные объективные причины возникновения государства.
· Подавляющее большинство государств мира, не имели, в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
· Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии, каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.
4. Органическая теория.Представителем данной теории является сер Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог.
Сущность теории:
Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.
· Государство общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.
· Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом.
· Низшие классы реализуют внутренние функции, а высшие – внешние.
Аргументы «за»:
Органическая теория
· вводит системный признак в понятие государства;
· обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни;
· указывает на связь естественных и общественных законов.
Аргументы «против»:
· Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.
· Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями организма.
5. Теория насилия.Представителями данной теории являются: Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии.
Сущность теории:
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.
· Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.
· Внутренне насилие -экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
Аргументы «за»:
· Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства.
· Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства.
Аргументы «против»:
· Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.
· Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.
6. Психологическая теория.Представителями данной теории являются: Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права; Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии.
Сущность теории:
· Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство.
· Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определённых моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства.
Аргументы «за»:
Человек –биосоциальное существо, наделённое сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишён возможности нормально, полноценно развиваться вне общества.
Аргументы «против»:
Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.
7. Классовая (экономическая) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма; Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества; Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей Советского государства.
Сущность теории:
Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества.
· Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на антагонистические классы с противоположными экономическими интересами.
· Возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивая интересы экономически господствующего класса.
Аргументы «за»:
Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов.
Аргументы «против»:
Главный недостаток экономической теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.
В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории можно считать односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.
Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всём разнообразии его проявлений в реальной жизни.
Теологическая теория происхождения государства
Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)
Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.
Замечание 1
Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».
Плюсами теории являются:
- Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
- Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
- Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.
Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.
Патриархальная теория происхождения государства
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.
Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.
В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя – естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.
Плюсами теории является то, что она:
- справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
- помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
- поддерживает людские верования в нерушимость мира;
- раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.
Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.
Договорная теория происхождения государства
Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.
Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.
Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.
Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.
Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.
Минусы теории заключаются в следующих положених:
- Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
- Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
- Договор является волей людей – значит он может расторгаться;
- Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.
Теория насилия в вопросе происхождения государства
Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.
Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.
Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.
Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.
Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.
Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.
Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.
Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.
Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.
Материалистическая теория происхождения государства
Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.
Замечание 2
Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.
Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.
Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.
Наиболее распространенные теории происхождения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский – XIII в., Аврелий Августин (Блаженный – IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен, Мерсье и др.).
Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность.
Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Х.:Консум; Университет внутренних дел,2000. – С.24..
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.
Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство – своеобразная “большая семья”, состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя Гойман-Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. / В.И. Гойман-Червонюк. – М.: Инфра-М, 2006. -С. 72..
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII – XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев.
В большинство концепций этих авторов входит идея “естественного права”, т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. -М. : Зерцало, 2001. -С. 78:
- – первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в “естественном состоянии”, которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – “золотой век” и т.п.);
- – каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к “войне всех против всех”, в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- – чтобы этого не случилось, люди заключили “общественный договор”, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- – в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство;
Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- – были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- – сделан шаг к созданию гражданского общества;
- – фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
- – признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- – обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком – право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;
- – теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик – как альтернативы реакционным монархиям XVII – XVIII вв.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- – “общественный договор” – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями – войнами, насилием;
- – ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- – сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- – общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы – классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- – люди образуют государство, как клетки – живой организм;
- – государственные институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам; низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение);
- – между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Достоинствами органической теории является восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.
К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным . Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 123..
Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются Теория права и государства: Учебник для вузов. – Под ред. профессора Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 2001. – С.65:
- – желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
- – желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
- – способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
- – желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов (совершать преступления, например) и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества – вождей, шаманов, жрецов, основанная на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.
Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий . Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 160. Одним из первых ее выдвинул китайский политик Шан Ян в IV в. до н. э. Но главным образом данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский в XIX веке. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в других насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие) Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие для вузов / Алексеев С.С. – М. : Проспект, 2007. – С.77.
При внутреннем насилии в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). К этой группе теорий возникновения государства в какой-то мере можно отнести и классовую теорию К. Маркса Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1961, Т. 21. – С.445. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, а государство является органом и средством насилия господствующего класса.
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством в виде сбора дани дружинниками; расширения подвластных королю (феодалу) территорий; огораживания (сгон крестьян и присвоение угодий) и иных форм.
Для поддержания установленного порядка в государстве также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания “охранительного аппарата” завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.
В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (преодоление феодальной раздробленности в Германии “железом и кровью” Бисмарком, собирание русских земель вокруг Москвы Иваном III, Иваном IV, и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Золотая Орда; Великобритания и др.
Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, не сформировались внутренние предпосылки, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом (“азиатский способ производства”). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод – ирригации.
Крестьяне-индивидуалисты не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате возникли первые государства – Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 52..
Имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия “восточного пути” образования государства, ранее упоминавшегося в курсовой работе.
Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название – историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Теория включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его “общие дела”. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1995 г. – С. 141.
Согласно данной теории государство возникло по следующей схеме: произошло разделение труда – возник прибавочный продукт – в результате присвоения результатов чужого труда общество расслоилось на классы эксплуатируемых и эксплуататоров – появились частная собственность и публичная власть – для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения, т.е. государство.
Теория имеет рациональное зерно: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными или различными интересами – классов. Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, форм собственности повлияли на появление государства.
Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории. Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. Кроме наличия публичной власти, теория учитывает и другие немаловажные признаки зарождающегося государства: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; терр