Аргументы в пользу теологической теории
Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.
Наиболее известна библейская версия, согласно которой человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина – Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых – сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).
Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».
1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле
Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.
2) Движущие силы
Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.
3) Движущие силы и их проявление в настоящее время
Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.
4) Отношение к существующему миропорядку
Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.
5) Факторы времени
Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.
В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней – с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.
Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них – лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.
Креационизм — концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат сотворения богом.
Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII — начале XIX века к систематическому изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К.Линней, Ж.Кювье, Ч.Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современных видов и данными палеонтологии, Кювье создал теорию катастроф. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца.
Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с середины 60-х годов ХIX века креационизм утратил свое значение в биологии и сохранился главным образом в философских и религиозных доктринах. В последарвиновский период креационизм претерпел определенные изменения. Были предприняты попытки объединить идею эволюции с религиозными идеями о создании мира. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат божественного творения. Сторонники научного креационизма утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органического мира, не имеющее фактического обоснования и поэтому сходное с религиозными концепциями.
Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.Теория креационизма и в настоящее время достаточно широко распространена, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции, связанных с возникновением белков и нуклеиновых кислот, формированием механизма взаимодействия между ними, возникновением и формированием отдельных сложных органелл или органов (таких, как рибосома, глаз или мозг). Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, абсолютной идеи, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.
Аргументы за…
Креационизмом в широком смысле называют религиозную веру и философскую концепцию, постулирующую сотворение мира духовным началом (Богом). В этом смысле креационизм, не относясь к науке, тем не менее, не противоречит никакой научной теории, в том числе и теории биологической эволюции, ибо можно допустить, что Бог творил, используя процесс эволюции.
Отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п.
Естественные процессы в настоящее время не создают жизни.
Библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу.
Живая природа совсем не похожа на результат сознательного творчества каких-либо разумных агентов, неравнодушных к морали и красоте. Силы, создавшие ее, явно не разделяли человеческих представлений об этике и эстетике. Они были к ним полностью индифферентны. Именно так и должен был действовать естественный отбор, работающий в интересах “эгоистичного гена”, но от разумного и благонамеренного Творца мы ожидали бы совсем другого.
Вывод
Гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута, и будет существовать всегда вместе с научными гипотезами происхождения жизни.
Креационизм мыслится как Божье Творение.
Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, её цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определённого государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.[1] При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства.
Тем не менее, глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.
1. Теологическая (религиозная) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Аврелий Августин (354-430 г.г. н.э.), христианский философ и богослов; Фома Аквинский (1225-1274), христианский философ и богослов.
Сущность теории:
Государство возникает и развивается как осуществление великого Божественного замысла.
· Идея незыблемости государства.
· Зависимость самого государства от Божественной воли.
Аргументы «против»:
Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объективных исторических и иных данных, а на вере в божественное происхождение государства. В конечном счёте, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога.
2. Патриархальная теория. Представителями данной теории являются: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ; Николай Михайловский (1842-1904), русский социолог и публицист.
Сущность теории:
Государство возникает в результате разрастания семьи.
· Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.
· Данная теория обосновываем существование «отцовской» власти монарха в обществе.
Аргументы «за»:
Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племён североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.
Аргументы «против»:
· Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вместе с государством, в процессе разложения первобытнообщинного строя.
· Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление).
3. Договорная (естественно-правовая) теория. Представителями данной теории являются: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права; Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель; Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель; Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист; Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просветитель.
Сущность теории:
Общественный договор как результат свободного соглашения народа – главная причина возникновения государства.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
· воля народа является единственным источником любой политической власти в обществе;
· верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
· взаимная ответственность государства и личности;
· обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Аргументы «за»:
· Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции США договора между народами, входящими в их состав).
· Основные положения, сформулированные многими представителями договорной теории вошли в концепцию правового государства.
Аргументы «против»:
· Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные объективные причины возникновения государства.
· Подавляющее большинство государств мира, не имели, в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
· Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии, каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.
4. Органическая теория.Представителем данной теории является сер Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог.
Сущность теории:
Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.
· Государство общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.
· Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом.
· Низшие классы реализуют внутренние функции, а высшие – внешние.
Аргументы «за»:
Органическая теория
· вводит системный признак в понятие государства;
· обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни;
· указывает на связь естественных и общественных законов.
Аргументы «против»:
· Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.
· Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями организма.
5. Теория насилия.Представителями данной теории являются: Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии.
Сущность теории:
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.
· Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.
· Внутренне насилие -экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
Аргументы «за»:
· Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства.
· Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства.
Аргументы «против»:
· Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.
· Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.
6. Психологическая теория.Представителями данной теории являются: Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права; Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии.
Сущность теории:
· Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство.
· Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определённых моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства.
Аргументы «за»:
Человек –биосоциальное существо, наделённое сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишён возможности нормально, полноценно развиваться вне общества.
Аргументы «против»:
Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.
7. Классовая (экономическая) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма; Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества; Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей Советского государства.
Сущность теории:
Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества.
· Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на антагонистические классы с противоположными экономическими интересами.
· Возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивая интересы экономически господствующего класса.
Аргументы «за»:
Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов.
Аргументы «против»:
Главный недостаток экономической теории – недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.
В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории можно считать односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.
Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всём разнообразии его проявлений в реальной жизни.