Аргументы в пользу теологической теории

Аргументы в пользу теологической теории thumbnail

Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Наиболее известна библейская версия, согласно которой человек сотворен единым Богом. Так, в христианстве Бог создал первого человека на шестой день творения по образу и подобию своему, чтобы владел он всей землей. Создав Адама из праха земного, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позднее из ребра Адама была создана первая женщина – Ева. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых – сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Теории креационизма придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиане, мусульмане, иудеи).

Креационисты в большинстве своем отвергают эволюцию, приводя при этом неоспоримые факты в свою пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что невозможно искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие, по меньшей мере, 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. Даже Дарвин признавал: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

1) Процесс возникновения Вселенной и зарождения жизни на Земле

Креационная модель выделяет особый, начальный момент творения, когда важнейшие неживые и живые системы были созданы в законченном и совершенном виде.

2) Движущие силы

Креационная модель, исходя из того, что естественные процессы в настоящее время не создают жизни, не осуществляют формообразования видов и их совершенствования, креационисты утверждают, что все живое было создано сверхъестественным образом. Это предполагает наличие во Вселенной Высшего Разума, способного замыслить и воплотить все ныне существующее.

3) Движущие силы и их проявление в настоящее время

Креационная модель, после завершения акта творения процессы творения уступили место процессам сохранения, поддерживающим Вселенную и обеспечивающим выполнение ею некоего предназначения. Поэтому в окружающем мире мы не можем больше наблюдать процессов творения и совершенствования.

4) Отношение к существующему миропорядку

Креационная модель представляет мир в уже созданном, завершенном виде. Так как порядок был изначально совершенным, то улучшаться он уже не может, а должен с течением времени терять свое совершенство.

5) Факторы времени

Креационная модель, мир был создан в непостижимо короткое время. В силу этого креационисты оперируют несравнимо меньшими цифрами в определении возраста Земли и жизни на ней.

В последние годы делаются попытки научного доказательства того, что описано в Библии. Примером здесь могут послужить две книги, написанные известным физиком Дж. Шредером, в которых он утверждает, что библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу. Одной из важных задач Шредера было согласование библейского рассказа о сотворении мира за шесть дней – с научными фактами о существовании Вселенной в течение 15 миллиардов лет.

Поэтому, признавая все же ограниченные возможности науки вообще в выяснении проблем человеческой жизни, надо с должным пониманием относиться к тому, что целый ряд выдающихся ученых (среди них – лауреаты Нобелевской премии) признают существование Творца, как всего окружающего мира, так и разнообразных форм жизни на нашей планете.

Креационизм — концепция постоянства видов, рас­сматривающая многообразие органического мира как ре­зультат сотворения богом.
Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII — начале XIX века к систематическому изучению морфологии, фи­зиологии, индивидуального развития и размножения орга­низмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организ­мов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К.Линней, Ж.Кювье, Ч.Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современ­ных видов и данными палеонтологии, Кювье создал теорию катастроф. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали де­сятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца.
Благодаря широкому и быстрому признанию дарви­низма, уже с середины 60-х годов ХIX века креационизм утратил свое значение в биологии и сохранился главным образом в философских и религиозных доктринах. В последарвиновский период креационизм претерпел опреде­ленные изменения. Были предприняты попытки объеди­нить идею эволюции с религиозными идеями о создании мира. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат бо­жественного творения. Сторонники научного креациониз­ма утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органического мира, не имеющее фактического обоснования и поэтому сходное с религиозными концепциями.

Читайте также:  Польза томатного сока с соком сельдерея

Теория креационизма предполагает, что все живые организмы (либо только простейшие их формы) были в определенный период времени сотворены («сконструированы») неким сверхъестественным существом (божеством, абсолютной идеей, сверхразумом, сверхцивилизацией и т.п.). Очевидно, что именно этой точки зрения с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности христианской религии.Теория креационизма и в настоящее время достаточно широко распространена, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции, связанных с возникновением белков и нуклеиновых кислот, формированием механизма взаимодействия между ними, возникновением и формированием отдельных сложных органелл или органов (таких, как рибосома, глаз или мозг). Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, абсолютной идеи, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.

Аргументы за…

Креационизмом в широком смысле называют религиозную веру и философскую концепцию, постулирующую сотворение мира духовным началом (Богом). В этом смысле креационизм, не относясь к науке, тем не менее, не противоречит никакой научной теории, в том числе и теории биологической эволюции, ибо можно допустить, что Бог творил, используя процесс эволюции.

Отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных к другому, например от червей к членистоногим, от обезьяны к человеку и т.п.

Естественные процессы в настоящее время не создают жизни.

Библейский рассказ и данные науки не противоречат друг другу.

Живая природа совсем не похожа на результат сознательного творчества каких-либо разумных агентов, неравнодушных к морали и красоте. Силы, создавшие ее, явно не разделяли человеческих представлений об этике и эстетике. Они были к ним полностью индифферентны. Именно так и должен был действовать естественный отбор, работающий в интересах “эгоистичного гена”, но от разумного и благонамеренного Творца мы ожидали бы совсем другого.

Вывод

Гипотеза творения не может быть ни доказана, ни опровергнута, и будет существовать всегда вместе с научными гипотезами происхождения жизни. 

Креационизм мыслится как Божье Творение.

Источник

Научная мысль прошлого и настоящего выработала мно­жество теорий, по-разному истолковывающих причины возник­новения государства, сущ­ность госу­дарственной власти, её цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное вни­мание к данной теме объясняется сложностью и многогран­ностью са­мого государ­ства как общественного и политического явления.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой дей­стви­тельности: они являются гражданами (или подданными) определённого государ­ства, подчиняются государ­ственной власти, сообразуют свои дейст­вия с право­выми пред­писаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и пу­тях возникновения госу­дарства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечаю­щие на эти вопросы. Множественность этих тео­рий объясняется различными исто­ри­ческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских по­зиций, кото­рые они занимали.[1] При этом следует иметь в виду, что любая от­дельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее привер­женцев на объективные процессы развития об­щества и государ­ства.
Тем не менее, глубокое и всестороннее изучение научных трудов раз­личных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию законо­мерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социаль­ные функ­ции и роль государства в жизни общества, осве­щает иные его грани.
1. Теологическая (религиозная) теория. Наиболее яркими представите­лями данной теории являются: Аврелий Августин (354-430 г.г. н.э.), христи­анский фи­лософ и богослов; Фома Аквинский (1225-1274), христианский философ и бого­слов.
Сущность теории:
Государство возникает и развивается как осуществление великого Боже­ствен­ного замысла.
· Идея незыблемости государства.
· Зависимость самого государства от Божественной воли.
Аргументы «против»:
Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объек­тивных истори­ческих и иных данных, а на вере в божественное происхождение госу­дарства. В конечном счёте, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога.
2. Патриархальная теория. Представителями данной теории являются: Ари­стотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ; Николай Михай­ловский (1842-1904), русский социолог и публицист.
Сущность теории:
Государство возникает в результате разрастания семьи.
· Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) вла­сти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распро­страняется на все население страны.
· Данная теория обосновываем существование «отцовской» власти мо­нарха в обществе.
Аргументы «за»:
Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племён североаме­риканских индейцев), позволяет ут­верждать, что за­чатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с се­мейными.
Аргументы «против»:
· Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вме­сте с го­сударством, в процессе разложения первобытно­общинного строя.
· Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государст­вен­ного управ­ления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспро­извод­ство и совмест­ное потребление).
3. Договорная (естественно-правовая) теория. Представителями дан­ной тео­рии являются: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, тео­ретик права; Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель; Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материа­лист; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель; Дени Дидро (1713-1784), французский фило­соф-материалист; Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просвети­тель.
Сущность теории:
Общественный договор как результат свободного соглашения народа – главная причина возникновения государства.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гаран­тии личной безопасности.
Содержание договора:
· воля народа является единственным источником любой политической вла­сти в обще­стве;
· верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
· взаимная ответственность государства и личности;
· обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Аргументы «за»:
· Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплоще­ние в практике государственного строительства США (юридическое закреп­ление в Кон­ституции США договора между народами, входящими в их со­став).
· Основные положения, сформулированные многими представителями дого­ворной теории во­шли в концепцию правового государства.
Аргументы «против»:
· Государство (по договорной теории) выступает исключительно как ис­кусст­венный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду ис­торические, эко­номические, и иные объективные причины возникно­вения госу­дар­ства.
· Подавляющее большинство государств мира, не имели, в своей ос­нове ка­кого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
· Маловероятно, что множество людей могут договориться между со­бой и при отсутствии, каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.
4. Органическая теория.Представителем данной теории является сер Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог.
Сущность теории:
Отождествление строения и функ­ций государства со строением и функ­циями живого организма.
· Государство общественный организм, состоящий из людей, как живой орга­низм из клеток.
· Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляю­щего всем организмом.
· Низшие классы реализуют внутренние функции, а высшие – внеш­ние.
Аргументы «за»:
Органическая теория
· вводит системный признак в понятие госу­дарства;
· обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и об­ще­ст­венной жизни;
· указывает на связь естественных и общественных законов.
Аргументы «против»:
· Различие самой природы государства и живого организма требует раз­деле­ния методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождеств­лять обществен­ные процессы с процессами физиологическими.
· Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функ­циями организма.
5. Теория насилия.Представителями данной теории являются: Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838-1909), ав­стрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской со­циал-демокра­тии.
Сущность теории:
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внут­реннего насилия одних людей над другими.
· Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.
· Внутренне насилие -экономическое и политическое господство од­них чле­нов общества над другими.
Аргументы «за»:
· Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали про­цесс об­разования государства.
· Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является опре­де­ляющим атрибутом государства.
Аргументы «против»:
· Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходи­мым условием, но не обязательно причиной возникновения государ­ства, в то время как объективные причины его образова­ния коренились в процессах внутреннего разви­тия общества.
· Для возникновения государства необходим такой уровень экономиче­с­кого развития общества, который позво­лил бы содержать аппарат управле­ния. Если этот уровень не достигнут, то ника­кой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.
6. Психологическая теория.Представителями данной теории являются: Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологи­ческой школы права; Габриэл Тард (1843-1904), французский со­циолог и кримино­лог, один из основателей психологического направления в западной социологии.
Сущность теории:
· Психологическая потребность людей жить в организованном обще­стве – ос­новная причина, порождающая государство.
· Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осоз­нание людьми справедливости определённых моделей поведения, под­ражание и т.п. служат необходимыми предпосылками воз­никновения госу­дарства.
Аргументы «за»:
Человек –биосоциальное существо, наделённое сознанием и волей. Ор­ганизо­ванное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Чело­век практически лишён воз­можности нор­мально, полноценно развиваться вне общества.
Аргументы «против»:
Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутрен­них (само­сознание) и внешних (экономических, политических и др.) объек­тивных факторов, которые не учитывает данная теория.
7. Классовая (экономическая) теория. Наиболее яркими представите­лями дан­ной теории являются: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), не­мецкие философы, основоположники диалектического и исто­рического материа­лизма; Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и исто­рик первобыт­ного общества; Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, ли­дер РСДРП, позд­нее РКП(б), один из основателей Советского государства.
Сущность теории:
Государство – результат действия объективных процессов экономиче­ского развития общества.
· Общественное разделение труда, появление прибавоч­ного продукта, ча­ст­ной соб­ственности приводит к расколу общества на антагонистические классы с противо­по­ложными экономическими интересами.
· Возникая, государство использует средства подавления и управления, обес­печивая интересы экономически господствующего класса.
Аргументы «за»:
Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяй­ства и экономики неизбежно приводит возникновению противо­положных интересов, и, соответ­ственно, противоборствующих обще­ственных классов.
Аргументы «против»:
Главный недостаток экономической теории – недооценка биологиче­ских, нравственных, психических и иных аспектов, обусло­вивших образо­вание го­су­дар­ства.
В целом, понимание природы государства в рамках ка­кой-либо одной теории можно считать односторонним, по­тому что причины его возникнове­ния объек­тивно коренятся во всей совокупности экономических, психологи­ческих, био­логи­ческих и иных закономерностей.
Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие на­учных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объек­тивные вы­воды в общую тео­рию, объясняющую сущность явления не одно­сторонне, а во всём разнообразии его проявлений в реальной жизни.

Читайте также:  Какая польза при глотании спермы

Источник