Аргументы в пользу системности материи
СОДЕРЖАНИЕ
1. Системность
1.1. Докажите, что человеческая практика системна
1.2. Каковы аргументы в пользу системности материи
2. Дайте характеристику теории организации (тектологии) А. Богданова
3. Определите смысл термина “эмерджентность”. Приведите конкретные примеры
4. Дайте классификацию систем с точки зрения их структурного поведения и способу создания. Приведите конкретныепримеры.
5. Как вы понимаете суть понятия «системная экономика»
6. Поясните в чем суть системного подхода
7. Приведите пример какой-нибудь экономической, социальной и технической системы
7.1. Изобразите эту систему схематически
7.2. Укажите ее внешнюю среду
1. Системность
1.1. Докажите, что человеческая практика и мышлениесистемны
Научные результаты свидетельствуют, что человеческая деятельность является целенаправленной и в большей части может быть алгоритмизирована, т.е. представлена в виде определенной последовательности действий. Такие очевидные и обязательные ее свойства, как структурированность, взаимосвязь составных частей и подчиненность определенной цели позволяют утверждать о системности человеческойпрактики.
Для сферы управленческой деятельности важно, что совершенствование производства, систем управления им, всегда связано с повышением системности. В частности выделяют три уровня системности труда – механизация, автоматизация и кибернетизация.
Природная системность человеческой практики является одним из объективных факторов возникновения и развития системных представлений,понятий и теории.
Рассматривая объективные причины возникновения и факторы развития системных представлений и сопутствующих методов и теорий, необходимо отметить объективные особенности человеческого мышления. Системность мышления проявляется через структурированность мышления, характер результата познания и представления знаний. Структурированность мышления проявляется в выделении процессованализа и синтеза. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс – синтез. С этой позиции сам процесс познания представляется системным, и знания, добываемые человечеством, тоже системны. При этом наращивание системности знаний – естественный процесс, происходящий вовсех областях человеческой деятельности.
Всякий процесс логического познания системен, так как предполагает его структурированность, заключающуюся в выделении подпроцессов анализа и синтеза. Самый высокий уровень системности познания представляет собой диалектический способ мышления. Практика требует согласования системности мышления с объективной системностью природы, то есть подчинениянекоторым правилам, обеспечивающим правильность познания и практики. Совокупность таких правил является содержанием материалистической диалектики. Системность человеческого мышления является одной из важнейших объективных причин возникновения системных наук.
1.2. Каковы аргументы в пользу системности материи
Всё окружающее нас многообразие объективной реальности представляет собойкачественно-различные формы Материи, развёрнутые в пространстве. Однако расположение форм в пространстве не является случайным, оно предопределено организационной структурой одной из систем, куда та или иная материальная точка (или группа точек) входит в качестве составной части.
Вследствие этого Материя не есть произвольное нагромождение качественных форм, беспорядочно разбросанных в пространстве ичередующихся во времени. Напротив, Материя существует в виде различного рода сложнейших по своей структуре многочисленных системных образований, находящихся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, причём порядок их организации строго регламентируется самим ходом Развития Материи через движение в качестве-пространстве-времени.
Принципы системного построения…
Ñëîâî äóõ ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ â ôèëîñîôñêèõ ðàññóæäåíèÿõ, îòíîñÿùèõñÿ ê ìåòàôèçèêå. Ñòîðîííèêè ìàòåðèàëèñòè÷åñêèõ íàïðàâëåíèé ôèëîñîôèè åãî ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ èãíîðèðóþò.
Ó Àðèñòîòåëÿ åùå íå áûëî ïîíÿòèÿ äóõ. Âîçìîæíî, âìåñòî íåãî èñïîëüçîâàëîñü ïîíÿòèå äâèæåíèå. Àðèñòîòåëü îïðåäåëÿåò êàòåãîðèþ «äâèæåíèå» ÷åðåç êàòåãîðèþ «âîçìîæíîñòü»: «äâèæåíèå åñòü îñóùåñòâëåíèå òîãî, ÷òî åñòü â âîçìîæíîñòè». [1. T.1. c.289] (Àðèñòîòåëü) ×àñòíûì ñëó÷àåì äâèæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ äåéñòâèå, êîòîðîå ïîíèìàåòñÿ êàê äâèæåíèå ê öåëè: «Åñëè â äâèæåíèè çàêëþ÷åíà öåëü, òî îíà è åñòü äåéñòâèå». [1. T.1. c.242]
Ïîíÿòèå äóõà èç ïîíÿòèÿ äóøè âûäåëèë Ëóêðåöèé Êàð (ò.å. ïîçæå Àðèñòîòåëÿ, íî èç ïîíÿòèÿ äóøè). Ïîíÿòèå æå Ìèðîâîé äóøè Àðèñòîòåëÿ ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì âñÿêîãî äâèæåíèå, íî íå ñàìèì äâèæåíèåì
Ñ òåõ ïîð Ôèëîñîôû ãîâîðÿò î äóõå òîëüêî êîãäà ðå÷ü çàõîäèò î ïñèõèêå, ñîçíàíèè ÷åëîâåêà. Òåì ñàìûì îíè ïîñòóïàþò êàê ôîêóñíèêè, äîñòàþùèå êðîëèêà èç øëÿïû êîòîðàÿ ðàíüøå áûëà ïóñòà. Ó ìíîãèõ ýòî âûçûâàåò íåäîóìåíèå, íåïîíèìàíèå ïðèðîäû äóõà. Ãåãåëü ïèñàë â «Ôåíîìåíîëîãèè äóõà»: «Äóõ, êîòîðûé çíàåò ñåáÿ â òàêîì ðàçâèòèè êàê äóõà, åñòü íàóêà». (Ãåãåëü Ã.Â.Ô. Ôåíîìåíîëîãèÿ äóõà. Ì., 1959, ñ. 13.
Äóõ äàëåêî íå òîëüêî íàóêà.
Åñëè ðàññìàòðèâàòü äóõ êàê äâèæóùåå íà÷àëî, òî åãî ñëåäóåò îòíåñòè ê ðàçðÿäó ôóíäàìåíòàëüíûõ ôèëîñîôñêèõ êàòåãîðèé. Òàêèõ áëèçêîðîäñòâåííûõ êàòåãîðèè òðè: ìàòåðèÿ, äóõ, ôîðìà. Ýòè òðè êàòåãîðèè ïðàêòè÷åñêè íåìûñëèìû äðóã áåç äðóãà. ×àñòíûé âèä (ôèçè÷åñêèé) ñîîòíîøåíèÿ äóõà è ìàòåðèè îïèñûâàåòñÿ ôîðìóëîé Å=mñ2. Ãäå ñ2 ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííîé êîýôôèöèåíò íàøåé âñåëåííîé. Êîíå÷íî, íåëüçÿ ñâîäèòü ôèëîñîôèþ ê ôèçèêå, íî èíîãäà ïàðàëëåëè êàæóòñÿ óäà÷íûìè.
Ìàòåðèÿ è äóõ äàþò ðàçíîîáðàçèå ôîðì ðåàëüíîñòè. Ñîçíàíèå, îáúåêòèâíàÿ ðåàëüíîñòü, ñóáúåêòèâíàÿ ðåàëüíîñòü – âñå ýòî ôîðìû, êîòîðûå ïðèîáðåòàþò ìàòåðèÿ è äóõ.
Èç âûøå íàçâàííûõ òðåõ êàòåãîðèé äðåâíèå ãðåêè îòäàâàëè ïðåäïî÷òåíèå ôîðìå. Ïîä âëèÿíèåì õðèñòèàíñòâà íà ïåðâîå ìåñòî â ôèëîñîôñêèõ ðàññóæäåíèÿõ ñòàë âûõîäèòü äóõ. Îí ðàññìàòðèâàëñÿ ìíîãîñòîðîííå. È êàê ñîçíàíèå, è êàê èäåàëüíîå, è êàê Äåìèóðã.  ïðîòèâîâåñ ýòîìó íàïðàâëåíèþ Ìàðêñ íà ïåðâîå ìåñòî âûäåëèë äðóãóþ êàòåãîðèþ – ìàòåðèþ. Íà êàòåãîðèàëüíîì óðîâíå ìàòåðèÿ, äóõ, ôîðìà î÷åíü àáñòðàêòíû è íå ìîãóò äàòü êàêèõ òî èäåîëîãè÷åñêèõ âûèãðûøåé. Íî ïðè èãíîðèðîâàíèè êàòåãîðèè, ïîëó÷èâøåé ñåðüåçíîå çíà÷åíèå â ìåòàôèçè÷åñêèõ ðàññóæäåíèÿõ, ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíà, èäåîëîãè÷åñêàÿ «ïîáåäà» íàä ðåëèãèåé, îáîñíîâàíèå «ìàòåðèàëüíîñòè» ýêîíîìè÷åñêîãî áàçèñà è ò.ä.
Ëåíèí äàë òàêîå îïðåäåëåíèå ìàòåðèè: «Ìàòåðèÿ åñòü ôèëîñîôñêàÿ êàòåãîðèÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ îáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè, êîòîðàÿ äàíà ÷åëîâåêó â îùóùåíèÿõ åãî, êîòîðàÿ êîïèðóåòñÿ, ôîòîãðàôèðóåòñÿ, îòîáðàæàåòñÿ íàøèìè îùóùåíèÿìè, ñóùåñòâóÿ íåçàâèñèìî îò íèõ». [3. Ò.18.Ñ.131] (Ëåíèí Â.È.) Íî îáúåêòèâíàÿ (ñóáúåêòèâíàÿ) ðåàëüíîñòü – ýòî ôîðìà, êîòîðóþ ìàòåðèÿ ìîæåò äàòü òîëüêî â äâèæåíèè, òî åñòü ïðè ó÷àñòèè äóõà. Çíà÷èò, ðåàëüíîñòü – ýòî äóõîâíàÿ òðàíñôîðìàöèÿ ìàòåðèè.
Áëàãîäàðÿ äóõó (äâèæåíèþ) ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå (êà÷åñòâåííûé ñêà÷åê) ìàòåðèè â ñîçíàíèå, ñîçíàíèÿ â ðàçóìíîñòü, ðàçóìíîñòè â áîæåñòâåííîñòü.
×òî æå ìîæíî ñêàçàòü â ïîëüçó ðåëèãèé? Ýòî òî, ÷òî õðèñòèàíñòâî è áðàõìàíèçì êàêèì-òî ÷óòüåì óëîâèëè òðîéñòâåííîñòü, òðåõèïîñòàñíîñòü îñíîâàíèÿ ìèðà. Äóõ, ìàòåðèÿ è ôîðìà äîëæíû ðàññìàòðèâàòüñÿ â íåðàçðûâíîì åäèíñòâå.
Ìîæíî îáîæåñòâëÿòü äóõ. Íî ñ òåì æå óñïåõîì ìîæíî îáîæåñòâëÿòü ìàòåðèþ èëè ôîðìó. Ôèëîñîôèÿ äîëæíà áûòü âûøå ýòîãî.
Ñòàðûé ôèëîñîôñêèé âîïðîñ, ÷òî ïåðâè÷íî, ìàòåðèÿ èëè ñîçíàíèå, äîëæåí áûòü ðåøåí äèàëåêòè÷åñêè. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ âîçíèêíîâåíèÿ ñîçíàíèÿ ìàòåðèÿ èìååò ðåøàþùåå çíà÷åíèå. Ïðè ðàçâèòèè ñîçíàíèÿ, îíî îñâàèâàåò âîçìîæíîñòè óïðàâëåíèÿ ìàòåðèåé. Íà âûñøèõ ñòåïåíÿõ ðàçâèòèÿ ñîçíàíèå èãðàåò óïðàâëÿþùóþ ðîëü íàä ìàòåðèåé.
Èñòîðèè ôèëîñîôèè è ðåëèãèé äàþò íàì ìíîãî öåííûõ íàõîäîê, êîòîðûå îáúåäèíÿþòñÿ ïîíÿòèåì äóõîâíîñòü. Äóõ àêñèîëîãè÷åñêè íåéòðàëåí. Íî äóõîâíîñòü ïðåäïîëàãàåò ÷åòêî ñôîðìóëèðîâàííûå ïîíÿòèÿ î öåëÿõ è öåííîñòÿõ.
Î äóõîâíîñòè ñëåäóåò ãîâîðèòü ïðè âûñøåì ðàçâèòèè äóõîâíî-ìàòåðèàëüíîãî ìèðà, ïðè òîì ðàçâèòèè êîãäà ñîçíàíèå ñòàíîâèòñÿ ðàçóìîì áåðóùèì íà ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòü çà æèçíü íà Çåìëå.
ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
1. Àðèñòîòåëü. Ñî÷èíåíèÿ:  4 ò. Ì., 1976-1984.
2. Ãåãåëü Ã.Â.Ô. Ôåíîìåíîëîãèÿ äóõà. Ì., 1959
3. Ëåíèí Â.È. Ïîëí.ñîáð. ñî÷.
Äåêàðò ââåë ïîíÿòèå äóõ òîëüêî â íàóêè î äóøå. Äëÿ Äåêàðòà âî âñåé Âñåëåííîé ñóùåñòâîâàëî òîëüêî îäíî òåëî, ñâÿçàííîå ñ äóõîì, èìåííî ÷åëîâå÷åñêîå òåëî. Ðåëèãèÿ èìåëà áîëåå øèðîêèå ïðåäñòàâëåíèÿ î äóõå, íî íóæäàëàñü â êîíêðåòèçàöèè ïîíÿòèÿ äóõ òîëüêî â ñôåðå ïñèõè÷åñêîãî – îñòàëüíîå áûëî îòäàíî íàóêàì, ãäå íå ïðèíÿòî óïîòðåáëÿòü ñëîâî äóõ, íî ïîíÿòèå «äâèæóùåå íà÷àëî» èñïîëüçóåòñÿ. Ïåðåéäÿ îáðàòíî, îò «äâèæóùåãî íà÷àëà» ê äóõó ìû ìîæåì ñêàçàòü, ÷òî:
– äóõ ìàòåðèè, äâèæóùèå ñèëû ïðèðîäû (èññëåäóåòñÿ ôèçèêîé)
– äóõ æèâîé ìàòåðèè (èññëåäóåòñÿ áèîëîãè÷åñêèìè íàóêàìè). Äâèæóùåé ñèëîé áûëè îáúÿâëåíû ýëåêòðè÷åñòâî è ñèëû õèìè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñóáñòðàòîâ æèâûõ îðãàíèçìîâ. Íî, â îñíîâíîì, áèîëîãèÿ ïîêà çàíèìàåòñÿ ñòðóêòóðîé è ñîñòàâîì æèâûõ îðãàíèçìîâ.
– äóõ ðàçóìíûõ ñóùåñòâ (ïðåäìåò íàóê î ÷åëîâåêå, ëèòåðàòóðû, èñêóññòâà, ðåëèãèè)
– äóõ êîëëåêòèâîâ, íàðîäîâ, öèâèëèçàöèé, ÷åëîâå÷åñòâà (èçó÷àåòñÿ îáùåñòâåííûìè íàóêàìè è ôèëîñîôèåé) (Ãåãåëåì ðàçðàáîòàíà ôåíîìåíîëîãèÿ äóõà áûòèå êàê ñàìîïîçíàþùèé äóõ.)
Ôèçèêà äîñòèãëà èçâåñòíûõ óñïåõîâ â îáúÿñíåíèè ñâîéñòâ ìàòåðèàëüíîãî ìèðà. Íî â ïîíèìàíèè «äâèæóùåãî íà÷àëà» ðàçëè÷íûõ ïðîöåññîâ ïîêà ïðîäâèíóëàñü íåäàëåêî. Ñëîâî äóõ áûëî çàìåíåíî òàêèìè ïîíÿòèÿìè êàê ñèëà, ãðàâèòàöèÿ, ïîëå, ýíåðãèÿ. Ôèçèêà âèäåëà ñâîþ çàäà÷ó â ñâåäåíèè ÿâëåíèé ïðèðîäû ñíà÷àëà ê ýëåìåíòàðíîìó íàáîðó ñèë, ïîòîì ïîëåé è ýíåðãåòè÷åñêèõ ïîòåíöèàëîâ.
Íåñïîñîáíîñòü íàóêè ïîíÿòü ïðèðîäó ñèë çàìåòèëè äàâíî. Íüþòîí íàñòîé÷èâî ïûòàëñÿ äàòü îáúÿñíåíèå ÿâëåíèþ ãðàâèòàöèè, íî ïîä êîíåö èçðåê ñâîå çíàìåíèòîå: «ß íå èçìûøëÿþ ãèïîòåç». Îñòàëîñü òîëüêî ìàòåìàòè÷åñêîå îïèñàíèå çàêîíîâ.
Àíàëèòè÷åñêèå ïðèâû÷êè îáû÷íîãî îïûòà äåëÿò ôåíîìåíîëîãèþ íà äâå îáëàñòè: ñòàòè÷íûé ôåíîìåí (âåùü) è äèíàìè÷íûé ôåíîìåí (äâèæåíèå).
Ìàòåìàòèêà äëÿ îïèñàíèÿ àáñòðàãèðîâàëà âåùåñòâåííóþ ÷àñòü äî òî÷êè (ïîëîæåíèÿ â ïðîñòðàíñòâå), à äâèæåíèå (äóõ) äî âåêòîðà ñêîðîñòè.
Òàê ïðèâû÷íîå è êîíêðåòíîå îïèñàíèå çàìåíÿåòñÿ ìàòåìàòè÷åñêèì è àáñòðàêòíûì, â ýòîì îïèñàíèè òåðÿåòñÿ îùóùåíèå âåùåñòâåííîñòè è äóõîâíîñòè áûòèÿ.
 ìèêðîìèðå íå ïðåäïîëîãàåòñÿ íàëè÷èÿ ìàòåðèè (âåùè) â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ, òàê êàê îíà ñóùåñòâóåò òàì òîëüêî â âèäå ýíåðãèè è òîëüêî ÷åðåç èçëó÷åíèå ïîñûëàåò ñâåäåíèÿ î ñåáå.
Ñ ýëåêòðîìàãíåòèçìîì ïîâòîðèëàñü òà æå èñòîðèÿ, ÷òî è ñ ãðàâèòàöèåé. Ìàêñâåëë íàñòîé÷èâî ïûòàëñÿ äàòü ìåõàíèñòè÷åñêîå îáúÿñíåíèå ðàñïðîñòðàíåíèþ ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí, íî òùåòíî.
Îáùàÿ òåîðèÿ îòíîñèòåëüíîñòè ââåëà âìåñòî ñèëû ãåîäåçè÷åñêèå ëèíèè â ïðîñòðàíñòâå âðåìåíè. Âñå áûëî îïÿòü ñâåäåíî ê ÷èñòî ìàòåìàòè÷åñêèì çàêîíàì.
Ñëåäóþùàÿ îáëàñòü ñî ñâîèìè «äâèæóùèìè íà÷àëàìè» – ýòî æèâûå îðãàíèçìû.
Àðèñòîòåëü ãîâîðèë, ÷òî æèâîìó ïðèñóùà îñîáàÿ æèçíåííàÿ ñèëà ýíòåëåõèÿ, îñóùåñòâëåííîñòü, ðåàëèçàöèÿ îðãàíèçìîì ñàìîãî ñåáÿ. Ýíòåëåõèÿ ñîîòâåòñòâóåò öåëåâîé ïðè÷èíå. Äîñòèæåíèå ýíòåëåõèè – ýòî îáðåòåíèå ñâîåé ôîðìû, ñâîåãî ïðåäåëà è öåëè.
Ïîçäíåå êðåàöèîíèñòû, ñòîðîííèêè òåîðèè ñîòâîðåíèÿ ìèðà, ãîâîðèëè î âèòàëèçìå – îñîáîé æèçíåííîé ýíåðãèè.
 ðàçëè÷íûå èñòîðè÷åñêèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ áèîëîãè÷åñêèõ íàóê ó÷åíûå ñòðåìèëèñü îòêàçàòüñÿ, îòîéòè îò ïîíÿòèÿ ýíòåëåõèè, ñòðåìèëèñü âñå ñâåñòè ê çàêîíàì ìàòåðèè.  îáèõîä âîøëè ïîíÿòèÿ, çàèìñòâîâàííûå èç ôèçèêè: ýëåêòðè÷åñêèå èìïóëüñû, ýíåðãèÿ, ïîëÿ. Õîòÿ ôèçèêà íå äàåò ÷åòêîãî ïîíèìàíèÿ ñóòè ýíåðãèè è ïîëÿ.
 áèîëîãè÷åñêîé íàóêå ïîÿâëÿåòñÿ èäåÿ ðàçâèòèÿ, èäåÿ âîñõîäÿùåé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ôîðì ðåàëüíîñòè.
Ó÷åíûå ñòðåìèëèñü âûâåñòè ñâîéñòâà æèâûõ îáúåêòîâ èç ñâîéñòâ ìàòåðèè. Ôèëîñîôû ïðîáîâàëè äåéñòâîâàòü íàîáîðîò
Ïîýòîìó ïðîèçîøëî ðàñïðîñòðàíåíèå èäåè ðàçâèòèÿ è íà ñâîéñòâà ìàòåðèè. (Äèàëåêòèêà Ýíãåëüñà)
Âñå åñòåñòâîçíàíèå ïðîíèêíóòî èäååé ýâîëþöèè ïîñòåïåííîãî óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, íî â ñëó÷àå ïåðåõîäà îò ìàòåðèè ê æèçíè íàäî ãîâîðèòü î ñêà÷êå, òî÷êå áèôóðêàöèè, ðåâîëþöèè. Âîçíèêíîâåíèå æèçíè â åñòåñòâîçíàíèè – ýòî òàêàÿ æå òî÷êà îòñ÷åòà, êàê ìîìåíò “Áîëüøîãî âçðûâà” â êîñìîëîãèè.
Ýâîëþöèîííàÿ òåîðèÿ ×.Äàðâèíà – ýòî ïîïûòêà ïîíÿòü äâèæóùèå ñèëû (äóõ), óïðàâëÿþùèå æèçíüþ. Ðàñêðûòûå èì ñèëû (ïðèñïîñîáëåíèå ê óñëîâèÿì îáèòàíèÿ, êîíêóðåíöèÿ, ïðèâîäÿùàÿ ê îòáîðó ëó÷øå ïðèñïîñîáëåííûõ âèäîâ) ìîæíî íàçâàòü íåîáõîäèìûìè, íî îñòàåòñÿ âîïðîñ ÿâëÿþòñÿ ëè îíè äîñòàòî÷íûìè? Íåò ëè åùå êàêèõ-íèáóäü ñèë, âëèÿþùèõ íà ðàçâèòèå æèçíè?
Åñòü ïðåäïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ýâîëþöèÿ ïðîòåêàåò ÷ðåçìåðíî áûñòðî, ÷òî ñëó÷àéíûå ìóòàöèè íå â ñîñòîÿíèè îáåñïå÷èòü òàêóþ ñêîðîñòü èçìåíåíèÿ, è, ñëåäîâàòåëüíî, ñóùåñòâóþò åùå íåïîçíàííûå íàóêîé ôàêòîðû.
Ñëåäóþùèé ñêà÷îê ïîíÿòèå äóõ ïðåòåðïåâàåò ó æèâûõ ñóùåñòâ, íàäåëåííûõ ðàçóìîì homo sapiens.
Ðàçðàáàòûâàþòñÿ òàêèå ïîíÿòèÿ êàê ïàìÿòü, ìûøëåíèå, ñîçíàíèå. Óñîâåðøåíñòâóþòñÿ èäåè ðàçâèòèÿ, ïðîãðåññà.
Äâèæóùèìè ñèëàìè îáúÿâëÿþòñÿ äóõ, âîëÿ. Âîçíèêàþò ïðåäñòàâëåíèÿ î äóõîâíîñòè.
Ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ôàêòîð èíôîðìàöèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò âûñòóïàòü êàê äâèæóùàÿ ñèëà.
Ïñèõîëîãèÿ íàêàïëèâàåò ôàêòû íåîáû÷íîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, åãî ýêñòðåìàëüíûõ âîçìîæíîñòåé: ÿñíîâèäåíèÿ, çàãëÿäûâàíèÿ â áóäóùåå, òåëåïàòèè, öåëèòåëüñòâà è ò.ä.
È, íàêîíåö, îáùåñòâåííûå äâèæóùèå ñèëû – íîâûé ñêà÷îê ðàçâèòèÿ äóõîâíûõ ñèë.
Êàê èçó÷àòü äâèæóùèå ñèëû? Çàèìñòâîâàòü ïîíÿòèÿ èç ôèçèêè, íàïðèìåð? Òàêîé ïîäõîä êàæåòñÿ íàèáîëåå ïðîñòûì, íî îí ìîæåò ïðèâåñòè ê óòðèðîâàíèþ ïðåäñòàâëåíèé, à ýòè ïðåäñòàâëåíèÿ ñàìè, â ñâîþ î÷åðåäü, ñòàíîâÿòñÿ äâèæóùåé ñèëîé.  äàííîì ñëó÷àå, äâèæóùåé â ñòîðîíó ðåãðåññà, óïðîùåíèÿ. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñâîéñòâî, çàìå÷åííîå â êâàíòîâîé ôèçèêå, êîãäà íàáëþäàåìûé ýôôåêò çàâèñèò îò íàáëþäàòåëÿ.
Ìàðêñèçì äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ îáùåñòâà îáúÿâèë ðàçâèòèå ïðîèçâîäñòâåííûõ îòíîøåíèé, êîíêóðåíòíóþ áîðüáó ïðîèçâîäèòåëåé ïîäîáíóþ ìåæâèäîâîé áîðüáå â æèâîòíîì ìèðå. Íî ïðîèçâîäñòâåííûå îòíîøåíèÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ëèøü ÷àñòü íåâîîáðàçèìî ñëîæíîé æèçíè ÷åëîâå÷åñòâà.
Óñëîæíåíèå (ðàçâèòèå) ïðîèñõîäèò âî âñåõ ñôåðàõ – ÷òî ãîâîðèò î ðàçâèòèè ìîçãà, èíòåëëåêòà. Òðåáîâàíèÿ ñèñòåìíîñòè, öåëåñîîáðàçíîñòè, óïîðÿäî÷åííîñòè, çàùèùåííîñòè – åñòåñòâåííûå è íåèçáåæíûå òðåáîâàíèÿ ðàçóìà.
Åñòü ïîïûòêè ââåäåíèÿ íîâûõ ïîíÿòèé â îáúÿñíåíèå äâèæóùèõ ñèë ýòíîñîâ. Òàêîé ïîïûòêîé ÿâëÿåòñÿ ïàññèîíàðíîñòü, ââåäåííàÿ Ë.Í. Ãóìèëåâûì. Ïàññèîíàðíîñòü ýòî áèîëîãè÷åñêèé áàçèñ äóõîâíîñòè, îí íóæäàåòñÿ â íàäñòðîéêå – ðàçóìå, íàïðàâëåíèè ñèë ê âûñîêèì öåëÿì.
Ñîöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ ïûòàåòñÿ èçó÷àòü òàêîå ÿâëåíèå êàê àëüòðóèçì. Åãî òîæå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê ðàçíîâèäíîñòü äóõîâíîñòè.
Ñëîâî äóõ ñëèøêîì øèðîêî äëÿ íàóêè, êîòîðàÿ êîíêðåòèçèðóåò, ðàñ÷ëåíÿåò êàæäîå ÿâëåíèå. Êîíå÷íî, äëÿ ìèñòè÷åñêèõ âçãëÿäîâ õàðàêòåðíî îùóùåíèå äóõà, êàê ÷åãî-òî æèâîãî, à â íàóêå äóõ çàñòûâàåò, ñêîâàííûé çàêîíîì.
Äóõ ìîæåò ñëóæèòü íåêîòîðîé îáîáùàþùåé êàòåãîðèåé äâèæóùåãî íà÷àëà è â ýòîì ðîäå îí ìîæåò áûòü î÷åíü ïîëåçåí äëÿ ôèëîñîôñêèõ îáîáùåíèé.
Åñòü ëè ñìûñë âî ââåäåíèè â åñòåñòâåííûå íàóêè ïîíÿòèÿ äóõ? Ýòî ïîä÷åðêíåò íåïîçíàâàåìûé õàðàêòåð îñíîâ íå òîëüêî íàóê î ÷åëîâåêå, íî è íàóê î ïðèðîäå. Ýòî ìîæåò î÷åðòèòü ãðàíèöû ïîçíàííîãî.
Материя — объективная реальность, данная нам В ОЩУЩЕНИЯХ….
Материя несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна.
Типы материальных систем, известные современной науке:
1) элементарные частицы
2) поля
3) атомы
4) молекулы
5) макроскопические тела
6) геологические системы
7) и т.д.
Этим и другим материальным системам соответствуют структурные уровни организации материи (материя структурирована и систематизирована)
Атрибут — неотъемлемое свойство материи.
1) Структурность материи проявляется в существовании бесконечно многообразных материальных образований, каждое из которых представляет собой специфические единичные вещь, процесс, которые локализованы в пространстве и времени: Вселенная, галактика, звезда, планета, молекула, атом, элементарная частица и др. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, так как одни материальные образования являются составными частями других, то есть входят в их структуру в качестве элементов.
2) Системность материи появляется во взаимосвязи вещей и процессов, в регулярном пересечении структурных уровней организации материального мира, в постоянном нарушении автономии, «параллелизма» микро- , макро- и мегамиров, живого и неживого. Основная проблема здесь заключается в нерешенности вопроса перехода от неживой природы к живой в едином эволюционном процессе.
Материя — это все то, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объекты. Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас представляет собой материю. Неотъемлемое свойство материи — движение.
Движение материи — любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействия.
Материя не существует в бесформенном состоянии, из нее образуется сложная иерархическая система материальных объектов различных масштабов и сложностей.
Для естествоиспытателей представляет интерес не материя или движение вообще, а конкретные виды материи и движения.
В современном естествознании различают 3 вида материи:
1. Вещество — основной вид материи, обладающий массой. К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы, многочисленные образовавшиеся из них материальные объекты. В химии вещества подразделяются на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные (химические соединения). свойства вещества зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия атомов и молекул. Это и обуславливает различные агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное + плазма при сравнительно высокой температуре) переход вещества из одного состояния в другое можно рассмотреть как один из видов движения материи.
2. Физическое поле — особый вид материи, который обеспечивает физическое взаимодействие материальных объектов и систем.
Физические поля:
· Электромагнитное и гравитационное
· Поле ядерных сил
· Волновые (квантовые) поля
Источник физических полей — элементарные частицы. Направление для электромагнитного поля — источник, заряженные частицы
Физические поля, которые создаются частицами переносят взаимодействие между этими частицами с конечной скоростью.
Квантовые теории — взаимодействие обусловлено обменом квантами поля между частицами.
3. Физический вакуум — низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов.
Среднее число частиц (квантов поля) вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы, то есть частицы в промежуточном состоянии, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы.
Принято считать, что не только вещество, но и поле и вакуум имеют дискретную структуру. Согласно квантовой теории поле, пространство и время в очень малых масштабах образуют пространственно-временную среду с ячейками. Квантовые ячейки настолько малы (10-35—10-33 ), что их можно не учитывать при описании свойств электромагнитных частиц, считая пространство и время непрерывными.
Вещество воспринимается как непрерывная сплошная среда. для анализа и описания свойств такого вещества в большинстве случаев учитывается только его непрерывность. Однако, то же вещество при объяснении тепловых явлений, химических связей, электромагнитных излучений рассматривается как дискретная среда, которая состоит из взаимодействующих между собой атомов и молекул.
Дискретность и непрерывность присущи физическому полю, но при решении многих физических задач принято считать гравитационное, электромагнитное и другие поля непрерывными. Однако в квантовой теории поля предполагается, что физические поля дискретны, следовательно, для одних и тех же видов материи характерна прерывность и непрерывность.
Для классического описания природных явлений достаточно учитывать непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов — дискретные.
Непрерывность и дискретность — неотъемлемые свойства материи.