Аргументы в пользу и против науки
Социальный эксперимент, который ставился в России, доказал: люди будут заниматься наукой, даже если им зарплату не платить и реактивы не закупать.
Осенью Госдума снова рассмотрит законопроект о реформе Российской академии наук.
Опять начнутся споры: нужна ли вообще государству наука, сиюминутная польза от которой сомнительна. Ученый Михаил Гельфанд рассказывает, что без науки Россия будет воспроизводить технологии двадцатилетней давности, и весь мир станет над нами смеяться.
Первая мысль, которая приходит в голову: наука нужна, чтобы создавать «айфоны» и прочие технические радости. Это лукавство, поскольку «айфоны» – плод технологической, инженерной деятельности. То же самое можно сказать про оружие. Атомная бомба – это своего рода «айфон», только посложнее.
Фундаментальная наука – довольно странный феномен. Она не приносит немедленной, непосредственной пользы. Более того, невозможно предсказать, какой вид фундаментальной науки принесет пользу в будущем.
Вы можете планировать, что и в каком порядке будете изучать, но в отличие от прикладных наук, результат может быть сколь угодно отделенный. Как говорил великий математик Харди, «заниматься нужно либо теорией чисел, либо теорией относительности, поскольку только эти две науки не имеют полезных применений (особенно в военном деле) («Апология математики», 1940)».
Однако сегодня теория чисел используется для транзакций через интернет. Электронные платежи – не что иное, как тяжелая теория чисел.
1. Фундаментальная наука полезна как целое, и много раз это доказывала. Сэр Майкл Фарадей оправдал все вложения в фундаментальную науку на насколько тысяч лет вперед: в XIX веке он изучал абстрактные электромагнитные явления и открыл электромагнитную индукцию. Кроме того, фундаментальная наука полезна сразу для всех. Результатами исследований пользуется все человечество. Но если конкретный фундаментальный ученый говорит, что знает, в чем польза его исследований, – он либо привирает, либо собирается открыть стартап. В США хорошо налажено превращение научных исследований в стартапы: проваливаются 90% из них, оставшиеся 10% оправдывают все вложения.
2. Можно воспользоваться примером из советской жизни: наука нужна, чтобы была хорошая боеголовка (ядерная физика) и ракета, чтобы ее доставить (математика и механика). Это объясняет, почему в Советском Союзе была замечательная физика и не было замечательной биологии – для создания бактериологического оружия не требуется особых усилий. Ученые перестают заниматься фундаментальной наукой, когда доказывают свою полезность. Когда труба зовет, математики и физики становятся инженерами.
3. Другое полезное свойство науки – это государственная экспертиза. Чиновникам приносят разные проекты. Должен быть кто-то с достаточной квалификацией, чтобы понять – нарушает этот проект первое начало термодинамики, или не нарушает. Если в Госдуму принести проект вечного двигателя, уверяю вас, найдется депутат, который начнет его пропихивать.
4. Есть обратный классический пример. В 1939 году Эйнштейн написал Рузвельту, что в немецких журналах перестали публиковаться статьи по ядерной физике. Это была теоретическая область науки – никому в голову не приходило, что ее можно использовать на практике. И вдруг публикации прекратились. Эйнштейн понял, что исследования перешли на уровень технологий. Государству нужны люди, которые в состоянии отследить такие вещи.
5. Наконец, высшее образование. Если государство хочет иметь современных прикладных ученых – инженеров, технологов, биотехнологов, они должны учиться у людей, которые занимаются современной фундаментальной наукой. Иначе мы будем воспроизводить технологии двадцатилетней давности.
В каждом обществе есть небольшой процент людей, которые занимаются наукой, потому что умеют это делать, им это нравится. Социальный эксперимент, который ставился в России, доказал: люди будут заниматься наукой, даже если им зарплату не платить и реактивы не закупать. Разумное общество умеет использовать на общее благо то, что какие-то конкретные люди лучше всего умеют делать. Вопрос, как это организовать. Для этого нужна Академия наук – общественный институт, который воспроизводится во всех развитых странах. Если какой-то элемент воспроизводится, значит он полезен. Если у всех млекопитающих есть глаза (кроме тех, что живут в пещерах), значит, глаза полезны.
В академической среде есть мем: «Дайте денег и отстаньте, сволочи!». С другой стороны, есть люди, которые двадцать лет говорили, что если Академию не реформировать, придут гунны и отреформируют ее по-своему. Это мы и наблюдаем. Высшее образование и фундаментальная наука полезны как целое, но если выдернуть одного конкретного профессора – ничего не изменится. А вот если выдернуть всех профессоров, то образованию и науке наступит конец.
Андрей Сошников
«Мой район»
https://www.spbobrazovanie.ru/headliner/piat_argumentov
Философия-есть продуктивное мышление (у разных людей разные определения, мне нравится это). Наука-есть деятельность людей направленная на систематизацию информации о действительности. Зачем вообще философии быть наукой. Философия- не наука, и не должна быть ей. Философия отвечает на вопросы, или пытается ответить, на которые не может дать ответа… Читать далее
Чтобы ваш вопрос имел смысл, нужно дать определение понятиям «наука», «философия» и «болтология». Чем вы будете заниматься, давая определение? Неужели наукой?
При любых определениях из вопроса торчит противопоставление – что не наука, то болтология. А вот коллекционирование марок – это наука или болтология? Секс? Приготовление ужина? Кажется, что… Читать далее
О высокочтимый кладезь мудрости! Мне кажется, ваш пафос в защиту научности философии не вполне конструктивен. Если… Читать дальше
Являюсь специалистом по темам – политология, социология, история. Увлекаюсь как…
Давайте я выскажу свою точку зрения на философию (хотя когда я её озвучивал философам, многие с ней согласились). Она (если кратко) состоит в следующем:
1. Философия НЕ является наукой.
2. Философия НЕ является “болтологией” или чем-то бесполезным (лженаукой, паранаукой).
3. Философия самостоятельна (не подвид религии, искусства или чего-то… Читать далее
Мистицизм, религия, отношения
Если дать определение науке, как системе знаний, то вряд ли философия впишется в это понятие. Ключевым здесь является “знание”, то есть то, что соответствует некоторым закономерностям, и имеет материальный характер.
А то, что создано с помощью идеальных логических форм, но содержится только в чьем-то воображении, не может иметь практического подтвержд… Читать далее
Бездельник и любитель медовухи
Вопрос неправильный. Философия – не наука, а образ жизни и мысли. И не верьте тем, кто скажет Вам иначе.
Человек, который называет себя философом, не просто думает над какой-то философской проблемой. Он живёт в согласии со своей философией.
В науке же информация, которую ты получил от эксперимента, и то, как ты живёшь, не обязательно связаны. Учёный… Читать далее
Почему среди людей бытует мнение, что философия — это либо бесполезные и странные рассуждения, либо отстраненные разговоры о жизни?
кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ
Философия, конечно, не занимается проблемами, решение которых может принести непосредственную ощутимую выгоду: построить мост, вылечить рак или придумать новый бизнес-проект, который принесёт золотые горы (хотя, согласно одной легенде, последнее удалось провернуть греческому философу Фалесу). Философия говорит о вещах, более общего характера, которые действительно кажутся “отстраненными” от тех проблем, которыми мы забиваем нашу повседневность. Вот только эта ситуация напоминает старый анекдот про человека, который прыгает за висящим под потолком бананом, никак не может его достать, а когда наблюдающие за ним пытаются ему подсказать: “думай, мужик!”, он им отвечает: “чего думать-то, прыгать надо!” Иногда прежде чем прыгать, надо сначала подумать – может быть, твоей цели легче достичь другим, неочевидным способом? Хуже того: а все ли цели, которых ты стремишься достичь, действительно заслуживают того, чтобы их достигали? Естественно, когда я вместо того, чтобы гнаться и достигать целей, останавливаюсь и начинаю размышлять над самим целеполаганием, я неизбежно начинаю отставать от других, кто продолжает участвовать в этой вечной гонке. В этом смысле философия действительно “бесполезна”.
Эту идею, наверное, лучше всех описал Платон в своем знаменитом “мифе о пещере”: когда философ, который выбрался из пещеры (которая символизирует наш обыденный мир), возвращается обратно, чтобы помочь тем, кто там остался, узники в пещере, вместо того, чтобы его благодарить, набрасываются и убивают его, потому что им кажется, что он пришел с “испорченным зрением” и так же хочет испортить и их самих.
В целом, было бы легко и понятно, если бы философия занималась некоторыми “максимально общими” вопросами, тогда как конкретные науки – проблемами более частного характера, как завещал нам, например, Аристотель. Но здесь возникает другая проблема: философия не может давать окончательные и исчерпывающие ответы на поставленные ею вопросы, как мы обычно ждем от науки. Практически любой философский вопрос имеет, как минимум, 4-5 различных (в том числе, диаметрально противоположных) ответа: познаваем ли мир? Существует ли достоверное знание? В чем состоит природа сознания? Что такое человек? Ну и так далее – сколько философских традиций, примерно столько же существует ответов на данные вопросы. Здесь можно возразить, что на самом деле существуют такие вопросы, на которые человек должен ответить самостоятельно: иначе, для чего ему вообще дан разум? В таком случае, странная “польза” философии в том и состоит, что задавая всё те же вопросы, она снова и снова возвращает нас к размышлению, напоминает, что здесь всё ещё есть над чем подумать, а не закрывать навсегда проблему, как уже “разрешённую”.
Прочитать ещё 48 ответов
Какие книги и статьи, позволяющие понять философию в общем, вы бы посоветовали?
кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ
Вы знаете, я наверное, выскажу крамольную мысль, но я считаю плохой идеей знакомиться с философией через книги по истории философии и тем более вузовские учебники: Рассел, Реали-Антисери, Чанышев, Миронов – вот это вот всё.Вы не получите так понимание философии – вы получите представление о том, что говорили о философских проблемах другие люди, а это не одно и то же. Я бы посоветовал вам лучше выбрать: какая именно философская проблема вам интересна? И читать литературу именно по этой философской проблеме. И самое главное: соединять чтение литературы с собственной рефлексией по этой теме, иначе все будет впустую – вы опять-таки получите только представление о том, что об этом говорили те или иные люди, но не получите понимание самой философии.
Что именно вам интересно? Проблема познания? Проблема оснований? Может быть, проблема смысла? Или проблема человека? Рекомендуемая литература будет очень отличаться в зависимости от того, какая проблема интересует и задевает именно вас. Поэтому не может быть универсального списка для “обязательного чтения” – это все не имеет никакого смысла.
Я сам всегда интересовался проблемой сущности самого философского знания. Зачем вообще человек философствует? Что ему это дает? А чего, возможно, лишает? Чем отличается философское мышление от любых других типов мышления? Если вас интересует нечто подобное, тогда я бы посоветовал вот такие книжки:
Платон. Апология Сократа. Можно и некоторые другие диалоги, но не начинайте сразу с Государства! Придете к нему после, почитайте лучше Алкивиада или еще что-нибудь из чисто сократических диалогов.
М.К. Мамардашвили. Необходимость себя. Введение в философию – очень необычный цикл лекций, в котором как раз и проводится вот эта ключевая мысль: любое знакомство с философией обязательно должно быть сопряжено с опытом самостоятельного мышления, а не только с чтением книжек и знакомством с различными “мнениями о философии”.
К. Ясперс. Введение в философию.
Х. Ортега-и-Гассет. Лекции “Что такое философия?”
Повторяю: не пытайтесь объять необъятное, не читайте всё подряд. Лучше сконцентрируйтесь на какой-то одной теме, возможно, даже очень-очень специфической, но такой, которая действительно заинтересует именно вас, а не будет просто очередной “галочкой” в списке.
Прочитать ещё 19 ответов
Как философы пытались доказать существование бога?
Классические аргументы в пользу бытия Бога были сформулированы ещё в Средние века. Знаменитые пять аргументов Фомы Аквинского включают доказательство через движение, доказательство через причинность, через необходимость и возможность, доказательство от степеней совершенства и доказательство через целевую причину. В целом, аргументы Фомы основаны на философии Аристотеля.
Первый состоит в том, что всё, что движется, движется потому, что получило это движение от кого-то или чего-то. Например, бильярдный шар движется потому, что его ударил кий или другой бильярдный шар. Если это так, то должна быть какая-то первопричина движения во Вселенной, и её-то, согласно Фоме, мы и считаем Богом.
Второй аргумент состоит в том, что у всего есть своя причина существования, и должна быть первопричина, которую называют Богом.
Третий аргумент состоит в различении категорий возможности и необходимости. Грубо говоря, он сводится к традиционному философскому вопросу: почему вообще есть что-то, а не только ничто? Например, Ваше или моё существование является возможным, но не необходимым, так же, как существование Земли или Вселенной. Что сделало его не просто “возможным”, но актуальным существованием? Согласно Фоме, это Бог.
Четвёртый аргумент состоит в выделении степеней совершенства. Например, есть умный человек, а есть кто-то умнее, есть красивый человек, а есть более красивый и т.д. Теперь, логично предположить, что есть нечто самое прекрасное, самое разумное и самое благое, и этот вот, так сказать, “предел” мы назовём Богом.
Пятый аргумент состоит в том, что всё существует с какой-то целью, а не бессмысленно (это тезис Аристотеля о целевой причине). Если так, то Бога, согалсно Фоме, можно рассматривать как целевую причину Вселенной.
Следует иметь в виду, что аргументы Фомы были сформулироаны в контексте доминирования аристотелевской парадигмы в науке, и апеллируют к положениям, которые рассматривались как “самоочевидные” учёными того времени. Поэтому, будучи вырванными из контекста своего времени, некоторые тезисы Фомы могут показаться странными или нелогичными.
Но, пожалуй, самый экзотический аргумент в пользу существования Бога отстаивал другой средневековый философ, Ансельм Кентерберийский. Этот аргумент называется “онтологическим аргментом”. Классическая формулирвка этого аргумента основывается на тезисе о том, что “Бог есть то, более чего нельзя ничего помыслить”. Проще говоря, Бог, по определению, есть самое совершенное существо, а понятие “совершества”, по Ансельму, включает и понятие существования (поскольку, например, существующая прекрасная статуя совершеннее статуи, существующей только лишь как замысел, т.к. она обладает большей полнотой бытия). Следовательно, раз Бог – самое совершенное существо, помыслить Бога как нечто не существующее означало бы вступить в логическое противоречие, ведь это означало бы помыслить Бога как существующее и не существующее одновременно, что нарушает фундаментальный логический закон непротиворечия, согласно которому нельзя утверждать что-то и одновременно прямо противоположное ему.
С течением времени у каждого из этих аргументов среди философов находились как сторонники, так и критики, и эти аргмуенты претерпевали многочисленные изменения, в том числе, в связи с новыми научными открытиями. Например, онтологический аргумент поддерживал Декарт, но критиковал Кант.
В целом, современные аргументы рационального теизма в пользу существования Бога стали намного более сложными, чем аргументы средневековых авторв. Классическим примером аргументации такого рода является книга Ричарда Суинбёрна “Существование Бога”. Вкратце, идея Суинбёрна состоит в попытке доказать, что гипотеза о существовании Бога обладает наибольшей объяснительной силой по сравнению с альтернативными гипотезами, что она является ниаболее вероятной и что она предлагает наиболее простое и непротиворечивое описание мира.
Чтобы составить себе представление об уровне современных дискуссий в этой области, можно прочитать:
Отрывок из книги Суинбёрна “Существование Бога”: iknigi.net (а в идеале, конечно, всю книгу)
Рецензию Шохина на эту книгу: vphil.ru
Ответ Суинбёрна Шохину: msu.ru
Прочитать ещё 6 ответов
Нужна ли философия науке? Например, сидит нейробиолог Вася и изучает мозг, смотрит, как всё работает. Как он связан с философией? То же самое и про физику и тд?
Здесь, прежде всего, придётся разобраться с тем, что такое наука. Как писал Томас Кун, развитие науки состоит из двух сменяющих друг друга стадий: (1) “нормальной науки” и (2) стадии “научной революции”.
На первом этапе учёные экстенсивно расширяют науку по уже имеющимся образцам, они работают в рамках уже устоявшихся моделей (“парадигм” в куновских терминах) и не задумываются над тем, почему они делают именно так, обходя стороной наиболее фундаментальные проблемы. Для того, чтобы заниматься наукой в этом смысле философия не нужна.
Другое дело наука во втором смысле, когда мы говорим о ревизии имеющихся парадигм. Здесь учёным приходится начинать задавать философские вопросы, например, о правильности методов, которые они используют, о природе реальности и вообще о некоторых наших наиболее фундаментальных убеждениях.
Именно поэтому к философии обращаются те учёные, которые работают на передовом крае науки, где с устоявшимися парадигмами трудновато. Яркие примеры такого рода: Э. Шрёдингер (прочитайте его работы “Природа и греки”, “Наука и гуманизм” – они многое объясняют) и Р. Пенроуз (“Новый ум короля”, “Большое, малое и человеческий разум”). И наоборот, учёные, работающие в консервативных, устоявшихся областях научного знания к философии обращаются редко.
Ну и, наконец, конкретно про нейронауки. Это как раз одна из тех областей, где обращение к философии происходит повсеместно. Возьмите, например, стандартный российский учебник по нейропсихологии Е. Д. Хомской, и Вы убедитесь, что значительная часть второй главы в нём посвящена обсуждению философского бэкграунда различных подходов в локализации психических функций. Там вообще чрезвычайно важно не собственно “посмотреть, как всё работает”, но интерпретировать, что мы увидели. И последнее неразрывно связано с философией.
Прочитать ещё 14 ответов
Как Вы думаете, есть ли связь между тем, как человек смеется, и его уровнем интеллекта?
Если человек умеет смеяться, то данная личность имеет чувство юмора, а, для того, чтобы иметь чувство юмора, нужно иметь аналитические способности, которые помогут понять, что хотел сказать этим человек, который пошутил. Также хотелось бы отметить, что чёрный юмор сложнее будет понят теми, у кого слабые аналитические способности, а тот, кто имеет их, поймёт смысл такой шутки. Следовательно, мы можем сделать вывод, чем больше человек смеётся и сам шутит, тем выше его уровень интеллекта.
Прочитать ещё 15 ответов