Аргументы в пользу циклических теорий
Ольга Осипова
Искусственный Интеллект
(117503)
11 лет назад
Циклический путь развития цивилизации
Методика исследования – эмпирический анализ
Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказать несколько
слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби, описывая
некоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера,
«если германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать,
чего можно добиться при помощи английского эмпиризма» . На протяжении
всего основного своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается
своей методики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а
возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие
сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся
понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров.
Так, например, одно из важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не
дается формально, а строится на большом числе конкретных примеров. Такой
стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства так и недостатки. С
одной стороны, большой фактический материал является хорошим
подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой стороны, нечеткость
формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую
затрудняет понимание некоторых положений его теории.
Полный текст : https://referatx.ru/open/7721.html
Теории цикличности цивилизаций
В качестве аргумента в пользу предстоящей гибели западной цивилизации часто приводят примеры древних цивилизаций, которые действительно погибли. Сторонники такой аргументации полагают, что каждая цивилизация проходит стадии рождения, развития, расцвета, загнивания и гибели. В этой связи часто утверждают, что любая империя в конце концов разрушается.
Самым первым высказал эту теорию библейский пророк Даниил в концепции о Пяти Царствах. Историки анализируют следующие древние цивилизации, некогда великие, но переставшие существовать:
Древний Египет
Империя Александра Македонского
Древний Рим
Советский Союз Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций. По его мнению, история представляет не единый восходящий процесс развития мировой культуры, а ряд культурно-исторических типов: древнеегипетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской) , магической (византийско-арабской) , фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая — культура будущего, русско-сибирская. По теории Шпенглера, эти культуры развиваются и гибнут как живые организмы, проходя через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации.
Арнольд Тойнби посвятил свой двенадцатитомный труд «Постижение истории» фундаментальному анализу возникновения, развития и отмирания цивилизаций. Он выделял 21 цивилизацию, для которых характерны уникальные универсальные религии, мировые государства и философии. Позже он выделял уже 36 цивилизаций. Тойнби, как и Шпенглер, исследовал цикличное развитие культур. Однако, в отличие от Шпенглера, не уподоблял культуры живым организмам, имеющим ограниченную продолжительность жизни, а считал, что они вырождаются из-за нравственных причин. Тойнби описал следующие этапы развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. Тойнби считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Лев Гумилёв выделил следующие фазы развития этноса (народа) : подъём, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Эти фазы Гумилёв связал с уровнем энергетики членов общества, которую он назвал пассионарностью. Пассионарность сначала растет (фаза подъема) , достигает пика (фаза акматики) и, наконец, снижается (надлом и последующие фазы) . Современное состояние западной цивилизации соответствует инерционной фазе по Гумилёву, а обскурация — предполагаемое последующее падение.
Ист: Википедия
Дама у камина
Просветленный
(45505)
11 лет назад
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что
же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация» , или, другими
словами, что является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя
из того, что любая страна, политический союз и т. д. Должны
рассматриваться не сами по себе, а исходя «исторического контекста» ,
Тойнби приходит к следующим выводам об «атоме, на котором следует
фокусировать свое внимание историку» :
Цивилизации «представляют собой …общества с более широкой
протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные
государства, города-государства или любые другие политические союзы» ;
В поисковике я нашла много рефератов. Этот мне понравился. Посмотри. https://www.poluchi5.ru/012776-1.html
ИНОПЛАНЕТЯНИН
Просветленный
(30859)
11 лет назад
сообщество особей, обьединеных одной идеей, жывет столько, сколько живет сама эта идея, т. е. пока много ресурсов
(избыток), она развивается, затем ресурсов начинает не хватать и в результате постояных стрессов общество становится патриархально-фашистским (т. е., более сильные особи захватывают источники ресурсов, появляется
власть, остальные начинают злиться, и т. д.), потом происходит расслоение по уровню достатка, и наконец, вожаки
начинают друг другу мешать, заставляя подчиненых воровать и убивать (по гумилеву: особи спокойны, т. к. избыток
ресурса -чистый воздух или вода, много растений -успокаивает, частота излучения организмов повышается (аура
сине – зеленова цвета), а когда приходит фаза два (наступает патриотика), она понижается из-за постоянова не-
досыпа, не-доеда, или же не-додыха ( аура становится желто – красной))
«Теория эволюции? Ну… Это ведь всего лишь одна из возможных теорий… Есть много других…» — вам ведь доводилось слышать такое? В качестве альтернативы предлагается божественный замысел, космический разум и много чего ещё. Чтобы смело вставать в таких случаях на защиту науки, возьмите на вооружение десять ключевых аргументов. Мы позаимствовали их из книги известного американского генетика Джерри Койна «Эволюция. Неопровержимые доказательства» (Why Evolution is True), изданной при поддержке просветительского фонда «Эволюция». В общем, эволюция, эволюция и ничего, кроме эволюции!
Аргумент 1. Палеонтологическая летопись
Историю органического мира можно проследить по ископаемым останкам животных и растений. Изучение палеонтологической летописи показывает, что сложным организмам предшествовало появление простых, а самые недавние ископаемые больше остальных похожи на современные виды. Их крупные группы связаны между собой переходными формами. Никакой теорией, кроме эволюционной, эти закономерности не объяснить.
Джерри Койн. Эволюция. Неопровержимые доказательства. Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 424 с. Книга выпущена при поддержке просветительского фонда «Эволюция»
Аргумент 2. Древовидная иерархия видов
Если классифицировать все живые существа, то в результате мы получим схему, которая напоминает дерево. Ещё в 1735 году ботаник Карл Линней, а затем и многие другие биологи убедились, что сталкиваются с некой «естественной классификацией». Разные учёные независимо друг от друга создавали почти одинаковые схемы, что сложно объяснить простым совпадением. Это следствие того, что все организмы произошли от общего предка, и чем он ближе, тем больше у видов похожих черт. Если общий предок в далёком прошлом, сходства значительно меньше.
Если мы попытаемся расставить по порядку объекты, на которые не повлияла эволюция и процесс передачи наследственных признаков, мы не увидим никакой древовидной структуры. К примеру, спичечные коробки можно сортировать по стране-производителю, году выпуска, рисунку и так далее. Но составить их естественную классификацию, в отличие от биологических видов, не получится. Спичечные коробки не развивались по эволюционному сценарию один из другого, как это происходило с живыми организмами. Если бы все существа появились в результате акта творения, как утверждают креационисты, виды не выстраивались бы в древовидную иерархию форм, которую признают все биологи.
Аргумент 3. Несовершенство жизненных форм
Да, порой именно несовершенство доказывает полноценность эволюционной теории. Если бы все организмы были созданы с нуля неким творцом, то они не имели бы недостатков. Известный пример такого рода «недочёта» — возвратный гортанный нерв у млекопитающих. Он идёт от мозга к гортани и помогает нам говорить и глотать. Однако он гораздо длиннее, чем нужно: спускается в грудную клетку, затем возвращается наверх, из-за чего его длина равна почти метру. Это делает орган более уязвимым. Однако в свете эволюционной теории такое строение получает объяснение и указывает на происхождение человека от рыбоподобного предка.
Аргумент 4. Рудименты и атавизмы
В телах животных и растений таится множество ключей к их происхождению, в том числе рудименты — некогда функциональные органы, потерявшие своё значение.
Такими органами являются крылья у десятков видов птиц, которые утратили способность летать, или глаза у кротов и слепышей. У китов это таз и кости конечностей, которые указывают на их происхождение от четвероногих наземных предков. У человека — аппендикс, доставшийся нам от травоядных, или копчик. Эти органы могут выполнять какие-то задачи, но рудиментарность определяется не отсутствием функциональности как таковой, а тем, что орган перестал служить цели, для которой появился.
Атавизмы — это «аномальный» возврат признаков, присущих дальним предкам, но отсутствующих у современных особей. Хвосты или густой волосяной покров по всему телу у людей — примеры атавизмов.
Когда тот или иной орган перестаёт использоваться, эволюция «выключает» гены, отвечающие за его развитие, но не выбрасывает их из ДНК. Иногда эти гены могут быть снова запущены. Креационисты же утверждают, что подобных генов нет, поскольку нет общих предков, у которых эти гены были активны.
Аргумент 5. Связь биологии с географией
Биогеография — это наука, объясняющая распространение по земному шару всех форм растений и животных. При помощи секвенирования ДНК и других инструментов биологи могут выяснить, почему виды живут в определённых местах, и узнать примерное время, когда они отделились от общих предков.
Почему на многих океанических островах такие странные и обеднённые флора и фауна по сравнению с материковой? Предположим, что некий творец создал живых существ, но почему именно океанические острова он населил не так, как материки? На вопросы географического распространения видов, как ископаемых, так и современных, нельзя получить ответы вне теории эволюции.
Аргумент 6. Конвергентная эволюция
Так называется процесс, объясняющий, почему разные типы животных в разных местах обитания имеют сходный внешний облик. Креационистам сложно объяснить это явление. Конвергировать — значит адаптироваться похожим образом.
Так, у кактусовых и молочайных похожая форма — они жёсткие, обычно с толстым стеблем и без листьев, что необходимо для эффективного запасания воды.
Аргумент 7. Естественный отбор на наших глазах
Отрицание естественного отбора часто основывается на невозможности увидеть его проявления за время человеческой жизни, ведь он занимает миллионы лет. Но на самом деле доказательства есть.
Одно из них — селекция. Люди занимаются ею всего несколько тысяч лет, но за этот короткий период значительно изменили растения, которые выращивали. Многие фрукты и овощи, которые мы едим, значительно крупнее и вкуснее тех, что растут в дикой природе. То же самое произошло с домашним скотом, не говоря уже о породах собак. Селекционеры создавали облик наших любимцев, меняя как их внешние характеристики, например окрас и густоту шерсти, так и повадки, темперамент.
А ещё за естественным отбором можно следить в лабораторных условиях. Бактерии делятся каждые двадцать минут, что позволяет наблюдать эволюционные изменения через тысячи поколений в режиме реального времени. Такие эксперименты (один из них был начат в 1988 году Ричардом Ленски в Университете штата Мичиган и продолжался 18 лет) подтвердили существование механизмов эволюции: мутаций и естественного отбора. И именно из-за приспосабливаемости и скорости эволюции бактерий человечеству приходится создавать всё новые антибиотики.
Аргумент 8. Средства привлечения партнёра
Диморфизм — это различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. Креационисты не могут объяснить, зачем творец наделил самцов некоторых видов настолько яркими чертами, что они мешают им выживать. Как, например, хвост павлину.
Однако суть естественного отбора не в выживании как таковом, а в продолжении рода для передачи генов. Роскошный хвост или умение распевать брачные песни не помогает выжить, зато увеличивает шансы обзавестись потомством.
Аргумент 9. Отсутствие убедительных альтернативных теорий
Откуда нам знать, что креационисты заблуждаются, утверждая, что естественный отбор способен на малые изменения в организмах, но ему не по силам произвести крупные? Прежде всего следует спросить: а какова альтернативная теория?
Нам не известно ни о каком другом естественном процессе, который мог бы породить сложную адаптацию. Та альтернатива, которую предлагают чаще всего, относится к области сверхъестественного. Увы, теория разумного творения состоит главным образом из ничем не подкреплённых утверждений. Прихотью сверхъестественного творца можно объяснить вообще любое наблюдение в природе, но где доказательства?
Аргумент 10. Научный статус теории
«Эволюция всего лишь теория», — часто говорят её противники. Но в науке теория — это продуманная и обоснованная последовательность утверждений, призванных объяснить факты реального мира. К таковым относятся «всего лишь» атомная теория и теория относительности.
Чтобы теорию сочли научной, она должна поддаваться проверке и служить основой для достоверных прогнозов. То есть давать возможность проводить наблюдения, которые подтвердят или опровергнут её. Теория эволюции полностью отвечает этим требованиям.
Фонд «Эволюция»
проводит сбор средств, чтобы делать хорошие и полезные проекты: издавать книги, устраивать лекции и т. д. Поддержать просветителей можно здесь: https://evolutionfund.ru.
Будучи Посвященным, Платон был связан обетом молчания и не мог в своих произведениях в явном виде выразить все знания, которыми он обладал. Поэтому на многие вещи он намекает, а некоторые положения переданных ему учений излагает завуалированно и в символической форме. Это относится и к учению о метемпсихозе, перевоплощению, к циклическому возвращению раз за разом бессмертной части человека в новую жизнь. Платон не излагает учение во всех подробностях, но лишь намекает на его основные положения в мифе об Эре и в знаменитых четырех аргументах в пользу бессмертия души. Эти аргументы приводит в своем диалоге “Федон”.
Давайте же рассмотрим эти аргументы. Но постараемся сделать это с позиции человека, чье сознание не отягощено многими существующими взглядами и концепциями; человека, способного искать истину и рассуждать свободно и с интересом. Нужно еще иметь в виду, что приводимые Платоном аргументы не являются “научными” в привычном нам смысле этого слова. Действительно, в рассматриваемой нами сфере принципиально невозможны измерения ни одним из существующих инструментов. И сложно говорить о повторяемости опыта по очевидным причинам. Аргументы Платона философские: он предлагает размышлять и делать выводы.
Реинкарнация, или метемпсихоз
Первый аргумент в пользу бессмертия души
Платон рассматривает пары противоположностей: медленное-быстрое, малое-большое, справедливое-несправедливое, рост-увядание и т. п. И относит к этим парам противоположность “жизнь-смерть”.
Далее он показывает, что в каждой паре противоположности взаимно обусловлены. Действительно, большое может являться таковым только при наличии малого, справедливое мы назовем так только после знакомства с несправедливым, медленное оценим только на фоне быстрого. Таким образом, противоположности существуют только в парах.
Более того, оказывается, противоположности не только связаны, но и возникают одна из другой:
Давай спросим себя: если существуют противоположные вещи, необходимо ли, чтобы одна непременно возникала из другой, ей противоположной? Например, когда что-нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим?
– Да.
– И соответственно если оно станет меньше, то меньшим станет из большего?
– Конечно, – подтвердил Кебет.
– И слабое возникает из сильного, а скорое из медленного?
– Несомненно!
– Какой бы еще привести тебе пример? Если что становится хуже, то не из лучшего ли? Если справедливее, то из несправедливого? Так?
– А как же иначе?
А если существуют переходы между противоположностями, то мертвое возникает из живого, а живое — из мертвого. Один такой переход мы постоянно наблюдаем: люди умирают (Платон пишет, что их души отправляются в Аид). Но ведь должен существовать и обратный переход: из мертвого в живое, то есть души должны возвращаться! Если бы было не так, если бы второй переход не работал, то жизнь должна была бы прекратиться, ибо все живое перешло бы в мертвое. Но жизнь постоянно возрождает себя:
Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?
Жизнь и смерть — две противоположности
Второй аргумент в пользу бессмертия души
Второй аргумент основан на платоновском понимании знания как припоминания. Логика здесь на первый взгляд проста. В этой жизни мы приобретаем знание о красивых и некрасивых вещах, но откуда в нашей душе знание о красоте как таковой? Мы делим наблюдаемые нами явления на справедливые и несправедливые, но откуда у нас понимание справедливости как таковой?
– Постой-ка, Сократ, – подхватил Кебет, – твои мысли подтверждает ещё один довод, если только верно то, что ты так часто, бывало, повторял, а именно что знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, – вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. Значит, опять выходит, что душа бессмертна.
– Но как это доказывается, Кебет? – вмешался Симмий. – Напомни мне, я что-то забыл.
– Лучшее доказательство, – сказал Кебет, – заключается в том, что когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно. Между тем, если бы у людей не было знания и верного понимания, они не могли бы отвечать верно. И кроме того, поставь человека перед чертежом или чем-нибудь еще в таком же роде – и ты с полнейшей ясностью убедишься, что так оно и есть.
Поскольку каждый человек может убедиться в том, что в его душе присутствует знание о “красоте как таковой” и о “справедливости как таковой”. Для Платона это эйдосы, абсолютные и вечные сущности. Если душа знает о них, значит, она существовала раньше, еще до рождения человека. Душа не может получить знание о бессметном, если не бессмертна сама.
Так доказывается существование души до рождения человека. В соединении с первым аргументом второй позволяет доказать существование души и после его смерти:
Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова.
Человек и его бессмертная Душа
Третий аргумент в пользу бессмертия души
Третий аргумент связан с исследованием различия природы души и тела. Платон говорит о том, что существуют вещи простые, то есть целостные, и вещи составные, состоящие из различных частей. Составные вещи способны распадаться на части, когда исчезает сила, удерживающая части в рамках целого. Умирание в том и заключается, что целое распадается на части. То есть именно составное способно разрушиться, умереть.
В противовес этому простые, не зависящие от других, самотождественные вещи бессмертны, так как их в принципе невозможно разрушить.
С точки зрения Платона, человеческая душа по своей природе ближе к простым вещам, а тело, очевидно, — к составным. Поэтому тело имеет свойство постоянно меняться, разрушаться и умирать, а душа вечна.
– Теперь подумай, Кебет, согласен ли ты, что из всего сказанного следует такой вывод: божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело. Можем мы сказать что-нибудь вопреки этому, друг Кебет?
– Нет, не можем.
– А если так, то не подобает ли телу быстро разрушаться, а душе быть вовсе неразрушимой или почти неразрушимой?
Справедливости ради отметим, что собеседники Сократа находят два серьезных контраргумента к вышесказанному, но Сократ искусно и обстоятельно их парирует. Любознательный читатель сможет самостоятельно насладиться его ответной речью в диалоге “Федон”.
Бессмертная душа Ба над умершим телом. Древний Египет
Четвертый аргумент в пользу бессмертия души
От противоположных вещей и явлений первого аргумента Платон переходит к противоположностям как таковым. Они взаимоисключающи: четное не может быть нечетным, горячее — холодным, справедливое — несправедливым.
Далее Платон устами Сократа задается вопросом о том, что же является истинной причиной жизни: тело или душа? Человек активно пользуется своим телом, но не оно причина его существования. Действительно, ваши кости, кожа, мимические мышцы и глазные яблоки в данный момент не являются причиной того, что вы читаете этот текст. Но вы всем этим сейчас активно пользуетесь. Значит, истинной причиной существования нельзя считать тело и телесность как таковую. Истинная причина жизни — в душе.
Душа — это, по Платону, причина, или эйдос жизни. А будучи таковой, она не может быть причастна своей противоположности, то есть смерти. Следовательно, делает вывод Платон, душа бессмертна:
– Что должно появиться в теле, чтобы оно было живым?
– Душа, – сказал Кебет.
– И так бывает всегда.
– А как может быть иначе? – спросил тот.
– Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда привносит в это жизнь?
– Да, верно.
– А есть ли что-нибудь противоположное жизни или нет?
– Есть.
– Что же это?
– Смерть.
– Но – в этом мы уже согласились – душа никогда не примет противоположного тому, что всегда привносит сама?
– Без всякого сомнения! – отвечал Кебет.
– Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не принимает идеи четного?
– Нечетным.
– А не принимающее справедливости и то, что никогда не примет искусности?
– Одно – неискусным, другое – несправедливым.
– Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы назовем?
– Бессмертным.
– Но ведь душа не принимает смерти?
– Нет.
– Значит, душа бессмертна?
– Бессмертна, – сказал Кебет.
– Прекрасно. Будем считать, что это доказано? Или как по-твоему?
– Доказано, Сократ, и к тому же вполне достаточно.
Бессмертие души
***
Аргументы Платона, вложенные им в уста Сократа, нелегко принять сразу. Они требуют вдумчивого размышления и неоднократного прочтения.
Сам же диалог “Федон” удивителен попыткой объяснить иррациональные вещи вполне себе рациональным путем. Одним этим он уже заслуживает внимания и уважения. Ну а если он еще заставит читателя поразмышлять вместе со своими героями о собственном бессмертии, будет совсем замечательно! Ведь в обычной жизни мы не так много времени уделяем подобным вопросам.
Вадим Карелин