Аниме польза или вред для подростков

Аниме польза или вред для подростков thumbnail

Широко обсуждаемую в СМИ проблему о роли аниме в формировании личности нельзя назвать простой. Вопрос о том, как аниме влияет на психику подростка, не имеет однозначного ответа: японская мультипликация имеет и положительные, и отрицательные стороны, а степень её воздействия на неокрепшее сознание во многом зависит от множества сопутствующих факторов.

Аниме в российской культуре: причина популярности

Японское аниме заметно отличается от мультфильмов, создаваемых в России, США и странах Европы.

Всё яркое всегда привлекает взгляд

Самыми яркими характерными чертами можно являются:

  1. Изображение персонажей в искажённых пропорциях. Это связано с тем, что всё в аниме, включая внешность, имеет символьное значение и призвано заострять внимание на конкретных аспектах характера персонажа.
  2. Особая рисовка лица: заострённые черты, гипертрофированно крупные глаза и практически не прорисованные нос и губы.
  3. Отличающаяся от реалистичной цветовая гамма: либо слишком яркая, с контрастными оттенками, либо, наоборот, мрачная, состоящая в основном из чёрных, коричневых и синих тонов.

Секрет популярность аниме кроется во многом в сильных эмоциях, показываемых на экране.

Причём они часто выглядят преувеличенными, что привлекает подростков, ведь именно в возрасте 12–17 лет интенсивность и понятность чувств является главным, что определяет степень интереса к тому или иному произведению.

Фантастические миры и персонажи — это всегда интересно

Хотя есть и другие «приманки»:

  • занимательные сюжеты, часто имеющие фантастические или мистические мотивы;
  • красиво изображенные герои;
  • яркие спецэффекты;
  • качественная, хорошо передающая эмоциональный настрой музыка.

Японские аниматоры отлично разбираются в психологии, поэтому целевая аудитория у таких мультфильмов всегда широкая.

А за счёт разнообразия сюжетов и жанров значительная часть подростков, если даже не увлекается аниме, то хотя бы изредка смотрит его.

Роль традиционной культуры в японской мультипликации

Любой мультфильм априори влияет на психику — это главное назначение искусства в целом и анимационного в частности.

Вопрос в том, положительным или отрицательным является это воздействие.

Прежде всего необходимо учитывать, что аниме как вид мультипликации является продуктом японской культуры, заметно отличающейся от культуры европейских народов.

Сцен насилия в аниме не больше, чем в американских или российских фильмах

Сюжеты, образы героев и транслируемые ценности основываются на традициях этой древней страны, отвечая её требованиям, особенностям и идеалам.

Но, попадая в другую культуру, понятные любому японскому подростку символы теряют своё значение и превращаются в лучшем случае в ненужный элемент событий, а в худшем диаметрально меняют смысл аниме.

В аниме, как в обычных мультфильмах, часто поднимаются серьёзные вопросы, на которые зрители должны найти ответ в ходе просмотра.

Но люди, воспитанные на совершенно иных традициях, не в состоянии правильно интерпретировать поднятую проблему. В итоге предполагаемый воспитательный момент исчезает или приобретает негативный оттенок.

Существует мнение, что подростки, насмотревшись японских анимационных мультфильмов, выходят на улицу и начинают на самом деле убивать. Да, такая опасность есть.

Сцены насилия в аниме действительно более графичные, чем в русских или европейских мультиках. В японской культуре нет негласного «табу» на изображение крови и смерти.

Это способно оказать негативное влияние на сознание ребёнка, который смотрит такие мультфильмы в большом количестве.

Однако нельзя сказать, что влияние подобных сцен в японских аниме более серьёзно, чем пропаганда насилия в современных фильмах производства США или в «бандитских» сериалах России начала двухтысячных годов.

Психологи о влиянии аниме на подростковую психику

По мнению специалистов, мультфильмы в стиле «аниме» действительно способны оказывать неблагоприятное воздействие на неокрепшую психику детей и подростков.

Аниме, как и любой вид искусства, может повлиять на неокрепшую психику

Причём удары наносятся по нескольким направлениям:

  1. Происходит подмена социальных ценностей. Например, привлекательная, ласково разговаривающая тётя по ходу сюжета может оказаться злой колдуньей. Но в российской традиции внешность персонажей, как правило, даёт представление и о его сущности. Дети знают, что красивой бывает добрая принцесса, а уродливой – баба Яга, живущая в неопрятной избушке на курьих ножках. Возникает конфликт, разрушающий прежние представления о добре и зле, отрицательно сказывающийся на оценке окружающего мира. Одновременно срабатывает стереотип «красивый – значит хороший», заставляющий ребёнка невольно подражать отрицательному, но мило выглядящему персонажу.
  2. Фантастические миры, показываемые в аниме, настолько привлекательны, что подростку трудно вернуться к нормальной действительности. Так что чрезмерное увлечение аниме часто становится причиной эскапизма – ухода от реальности. В итоге дети теряют интерес к общению со сверстниками, забывают прежние увлечения, перестают уделять внимание учёбе.
  3. Быстрое мельтешение кадров и напряжённость сюжета заставляет мозг подростка находиться в постоянном стрессе, который не всегда проходит после завершения серии.
    Резкая смена контрастных цветов опасна для людей, склонных к эпилепсии или страдающих скрытыми психическими болезнями. Так, 38 серия аниме-сериала «Покемоны» вызвала эпилептический припадок у 685 японских подростков, после чего была запрещена для показа.
  4. Превращение людей в жутких монстров, убивающих направо и налево, расшатывает психику и может не только сформировать подсознательный страх перед другими людьми, но и стать «спусковым крючком» для развития психического заболевания.
Читайте также:  В чем польза мумие для организма

Из-за своей неокрепшей, только начавшей формироваться психики, подростки поневоле попадают в группу риска при просмотре большого количества аниме.

Аниме: мультфильмы для подростков или взрослых

У нас принято считать, что мультфильм — это по молчанию фильм для детей, но в Японии большая часть аниме адресована взрослой аудитории

В России любые мультфильмы априори считают развлечением для детей.

В Японии такого разделения не существует: анимационные фильмы снимаются как для малышей, так и для взрослых людей.

На несовершеннолетних в полной мере ориентирован лишь один жанр – «комодо», остальные же предполагают взрослую или юношескую аудиторию.

В связи с этим часто происходит ситуация, когда аниме, предназначенное исключительно для взрослых людей и поднимающих сложные социальные вопросы, транслируется по телевидению в «детское время».

Яркий пример – начинающийся вполне безобидно мультфильм о Второй мировой войне, с ужасающей графичностью показывающий последствия взрыва атомной бомбы над Хиросимой.

Итогом просмотра таких «детских мультиков» может стать не только нервный срыв, но и настоящая психологическая травма.

Способы борьбы с аниме: советы родителям

Воспитывать ребенка должны родители, а не телевизор

В век Интернета практически невозможно полностью защитить подростка от какой бы то ни было информации.

Любой мультфильм или сериал легко можно скачать с сайта либо просмотреть онлайн.

Поэтому у родителей есть лишь несколько способов снизить негативное влияние аниме на сознание подростка:

  1. Контролировать время, проводимое у экрана.
  2. Следить за возрастным рейтингом мультфильмов, попадающих в руки их детей.
  3. Проводить больше времени с ребёнком (в этом случае у него будет меньше повода искать утешения у выдуманных персонажей).
  4. Создать тёплые и доверительные отношения с «юным поколением», чтобы иметь возможность вовремя отследить опасные изменения.
  5. Помочь подростку найти дополнительное увлечение, которое не позволит ему уйти в виртуальный мир (это может быть даже рисование всё того же аниме или астрономия, если, к примеру, школьника привлекают фантастические сюжеты).
  6. Разобраться, хотя бы в минимальном объёме, в особенностях японской культуры и вовремя разъяснять ребёнку смысл символов, которые он видит в аниме.

Влияние аниме на психику подростка – не миф, однако его негативные проявления сильно преувеличены.

Значительная часть вреда, которую могут принести японские анимированные мультфильмы, проявляется лишь в том случае, если ребёнок не имеет других увлечений либо его психика ослаблена стрессом или тяжёлым эмоциональным переживанием.

В этом видео вы узнаете, стоит ли запрещать аниме:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Аниме польза или вред для подростков

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию. В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков? Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

2
11440
15 Июня 2018 в 22:17

Автор публикации:
Диана Гадлевская, врач-анестезиолог

Аниме — японские мультфильмы, имеющие характерный узнаваемый стиль. Они сняты по сюжетам комиксов, классических литературных произведений или собственному сценарию.

Внимание подростков привлекает более «взрослый» сюжет аниме, в сравнении с обычными мультфильмами. Это может быть тема отношений, любви, космоса, супергероев, фантастики, философии с параллельными мирами и сверхъестественными способностями персонажей.

Снятые в формате сериалов аниме интригуют и заставляют смотреть серию за серией, сезон за сезоном.

Увлекаясь слишком сильно, подросток может тратить на них все свое свободное время. Иногда ребенок начинает копировать персонажей, их одежду, внешний вид, манеру говорить. Любители аниме объединяются в фан-клубы, играют в онлайн-игры, создают целые движения аниме-пространства.

Когда все это является лишь частью жизни подростка, родители не придают этому большого значения. Но бывают случаи, когда увлечение аниме начинает занимать все больше и больше времени, и происходит это в ущерб школе, некогда любимым кружкам, общению со сверстниками и родными.

Ребенок интересуется только этим, все общение сводится исключительно к сюжету и героям любимого сериала, все другие темы подростком не поддерживаются, вызывают раздражение, скуку или даже агрессию.

В чем причина такого интереса к аниме у некоторых подростков?

Как помочь ребенку справиться с ситуацией, когда проблема уже существует?

Насколько оправданы «профилактические» меры полного запрета на аниме?

Смотрят все, а увлекаются единицы. Какие дети уходят в аниме с головой?

Мультики любят все дети. Только одного ребенка легко отвлечь от происходящего на экране, а другой смотрит так, словно окружающего мира не существует, ничего не слышит и не видит, а если выключить, выражает бурный протест.

Читайте также:  Польза или вред употребление сыворотки

Вот так с головой переместиться в параллельную реальность может подросток со звуковым вектором. Особенности его психики таковы, что он может глубоко сосредоточиться на том, что вызывает у него интерес. Его желания тем или иным способом направлены на поиск смысла его жизни, поэтому ему близки и интересны темы фантастики и философии, открытия в себе новых способностей или новых галактик во Вселенной. Вопросы материального мира не вызывают в звуковике такого отклика, так как не дают ответов на его неосознанный внутренний вопрос — зачем я тут?

Искусственно созданная реальность, вымышленные миры, идеальные герои, захватывающие истории аниме — там интересно, там хорошо, они развлекают, удивляют, смешат, пугают, ищут вместе с тобой ответы и находят их. Такое пассивное развлечение становится подменой настоящей жизни у звуковых подростков. Потому что оно не требует усилий от них самих. В отличие от реальности, которая как раз в пубертат, когда психика перестраивается на взрослый режим, начинает требовать от них усилий больше, чем раньше.

Аниме и подросток картинка

Вслед за звуковыми друзьями увлечься аниме могут и подростки со зрительным вектором, которым недостает в реальной жизни эмоциональных связей с окружающими людьми. В мир аниме они как раз идут «добрать» эмоциональных связей, прожить «взрослые» чувства, увидеть яркие, выразительные сюжетные картинки в противовес серой реальности, посмеяться, поплакать, порадоваться, испугаться и победить вместе с героями аниме.

Пубертат. Когда родителей уже мало, а себя самого еще не хватает

Это сложный период в жизни каждого человека. Переход из детства во взрослую жизнь. Психологическое развитие завершается, на смену этому приходит новый этап — реализация тех свойств, которые в детстве развивались. Процесс реализации, воплощения в жизнь, применения на практике врожденных свойств психики будет продолжаться в течение всей последующей взрослой жизни, и происходить это будет на том уровне, до которого свойства успели развиться при окончании периода пубертата.

У подростка появляется желание принимать самостоятельные решения, устраивать свою жизнь самому, брать на себя ответственность за свое будущее. И он пытается это делать, пробует реализовать себя. Только не всегда получается с первого раза, ведь возможностей и ресурсов еще маловато. И подросток теряет почву под ногами.

Он не ощущает знакомого и привычного чувства защищенности и безопасности, которое всегда получал от матери, или не ощущает его в полной мере, так как идет отрыв от родителей. При этом он еще не в состоянии обеспечить этим чувством себя самостоятельно, навык еще не устойчивый. Подросток попадает в стресс.

Нереализованные свойства психики напоминают о себе, вызывая плохое самочувствие. А реализовать полноценно свойства звукового вектора удается далеко не всем взрослым, что же говорить про подростков?

Это не в аниме хорошо, это в реальности мне плохо

Без понимания собственной психики ребенок живет ощущениями, идет у них на поводу, не отдавая себе отчета — куда. Любому подростку трудно становиться взрослым, но звуковики первыми выбирают уход от реальности . Реальности, которая приносит страдания, ощущается болезненно, которая не может удовлетворить их потребности.

Аниме становится своего рода попыткой сбежать от боли. Уходя в выдуманный мир с головой, звуковик стремится к подмене реальности. Он начинает жить в том мире, где ему хорошо, легко и интересно, пренебрегая настоящим окружающим миром живых людей.

Если звуковик пытается уйти от боли, то зрительный подросток может погружаться в фантазии. Он находит в аниме ту красоту, которой ему не хватает в жизни. Красоту отношений, глубину чувств, захватывающий сюжет, внешний стиль героев, эмоциональные приключения.

Увлечения подростком аниме картинка

Чем дальше и глубже подросток погружается в виртуальную реальность, тем сильнее заложенные в нем от природы желания психики требуют их осуществить.

Окружающая действительность, реальная жизнь, в отличие от аниме, предусматривает приложение усилий, активные действия, физическое или умственное напряжение.

Другими словами, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Поэтому обычные обязанности вызывают раздражение: уроки, домашние задания, уборка, порядок в комнате, семейные торжества, бытовые хлопоты, даже усилия по уходу за собой. Все это кажется ребенку таким приземленным, скучным, глупым и бессмысленным, что нет никакого желания этим заниматься.

Гипертрофированное увлечение аниме — это сигнал того, что подросток не знает, как ему жить. Он не понимает себя, не ощущает понимания и приятия его взрослыми, не имеет направления для движения по жизни, не умеет получать радость от общения с ровесниками, не знает, куда направить свои способности, чтобы получить значимый для себя и других результат, а значит, и удовлетворение.

Да, ему нужна помощь.

Что делать? Разобраться в причинах

Знания о психике, которые получают родители на тренинге Юрия Бурлана Системно-векторная психология, формируют новое мышление. В корне меняется взгляд на своего ребенка, становятся очевидными и наблюдаемыми все его «странности», капризы и протесты.

Читайте также:  Предисловие о пользе книг церковных в российском языке слушать

Обозначаются причины, по которым подросток «сидит в аниме», что он пытается дополучить в выдуманном мире. Чего он хочет на самом деле и чего так отчаянно ищет в виртуальной реальности.

Понимая его потребности, желания, ценности и приоритеты, вы уже не отталкиваете его своим непониманием и вечными вопросами «ну что ты там нашел?!». Теперь вы знаете это сами даже лучше, чем он.

Это значит, вы больше не транслируете на подростка свое раздражение или разочарование. Вы понимаете, какой он на самом деле. Это все меняет в ваших отношениях. Растет доверие, возникает продуктивное общение, налаживается контакт с ребенком.

Именно звуковики чаще других проговаривают свою проблему словами «меня никто не понимает», зрительные дети выражают это фразой «меня никто не любит» или «я никому не нужен».

Поэтому, когда такое желанное понимание и принятие приходит, ощущение враждебности реального мира отступает. Подросток получает лучик надежды на то, что и ему есть место в окружающей действительности, что и у него есть шанс найти свой смысл, свое счастье в этой жизни. Реальность получает оттенки привлекательности. Причем по ощущениям более яркие, нежели в выдуманном мире аниме.

В выдуманном мире аниме картинка

Когда уходит непонимание со стороны родителей, ребенок получает возможность «добрать» от матери ощущения защиты и безопасности, и его состояние выравнивается. Хоть частично. Все же он еще не совсем взрослый и подсознательно все еще стремится почувствовать себя в полной безопасности под маминым крылом, как это было в детстве. Особенно остро он нуждается в этом, когда быть взрослым не получается, когда попытки реализовать себя не увенчались успехом, а желание никуда не исчезло.

Именно сбалансированное внутреннее состояние матери дает ему такую возможность — получить подсознательное ощущение защищенности и безопасности.

Как повернуть мир аниме в пользу ребенка

Когда контакт с ребенком уже налажен, вы получаете возможность влиять на просмотр его любимых аниме.

Тогда вы можете вместе выбирать глубокие, смысловые, эмоциональные мультфильмы, без эротики, насилия, жестокости. Не запрещать, но регулировать. Вдвоем с ребенком определить время просмотра или количество. В качестве награды или отдыха.

Вы можете способствовать его развитию: предложить нарисовать героев в скетчбуке, попробовать сделать аниме самому с помощью виртуального конструктора, написать фанфик по мотивам любимого сюжета, смотреть с титрами и учить язык, поинтересоваться японской культурой, философией, литературой. Не обесценивать его увлечение, а развивать, расширять его возможности с помощью инструмента аниме.

Будучи с ребенком на одной волне, понимая его интересы, желания и потребности, важно поддерживать его и направлять в сторону активного взаимодействия с окружающими людьми. Именно такое направление задаст нужные ориентиры для полноценной реализации подростка в будущем.

Активная заинтересованность родителей поможет включить ребенка в общение с ровесниками. Продуктивная совместная деятельность — только это принесет звуковому подростку большее наслаждение, нежели виртуальное пассивное потребление развлечений, вернет интерес к реальной жизни, покажет перспективу вложенных усилий.

Можно создать местный фан-клуб любителей аниме, всем вместе сделать сайт или стенгазету, коллективно придумать дизайн постеров и напечатать их в полиграфии, пошить костюмы и поставить спектакль по мотивам аниме, поставить танец и выступить с ним на конкурсе, писать фанфики и публиковать их по очереди в общем блоге, снять самим филлер и разместить на ютуб-канале фан-клуба.

Возможностей масса, главное во всем этом — совместное творчество, взаимодействие, общение, направленность на людей, возможность и желание вписываться в реальный мир.

Мир аниме картинка

Показывая разные варианты реализации свойств звукового и зрительного векторов, более трудоемкие, но вместе с этим несущие большее удовлетворение, вы убедитесь, что ребенок выбирает более сложные. Новое поколение несет в себе желание большего объема. Им интереснее реализация более высокого уровня. Стоит только показать весь спектр.

Мир аниме может оказаться близок интересам подростка со звуковым и зрительным векторами. В этом нет опасности или вреда для ребенка. Главное, чтобы он не стал тем убежищем, в которое подросток станет прятаться от реального мира. Высокая психологическая грамотность родителей современных детей выходит на первый план в вопросах развития ребенка, особенно в сложный для него период пубертата.

Увлечение вашего ребенка аниме говорит о том, что ему близок мир серьезных отношений, больших подвигов, захватывающих приключений, что он способен на сильные поступки. И в ваших силах сегодня показать разницу между куцым и быстротечным удовольствием от погружения в выдуманную реальность аниме и действительно мощным наслаждением от реальной жизни.

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации:
Диана Гадлевская, врач-анестезиолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник