Английский с 2 лет вред или польза

Вокруг изучения английского языка в раннем возрасте ходит множество мнений. Одни считают, что приступать к изучению языков нужно как можно раньше, другие предпочитают познакомить ребенка с иностранным языком в школьный период. В любом случае, знание двух языков и более говорит об образованности человека, о его будущей успешности и профессиональной востребованности.
Мы предлагаем рассмотреть пять причин, почему нужно изучать английский язык с ранних лет.
- Интерес к иностранным языкам закладывается в детстве.
Раннее знакомство ребёнка с английским языком закладывает у него правильное произношение и позволяет накопить базовый лексический и словарный запасы. Самый благоприятный период, чтобы начать изучение языка – дошкольный возраст. В это время ребенок открыт миру, он готов познавать новое, и не потому, что его принуждают к этому, а потому что ему интересно. Также в детстве обеспечивается спокойное вхождение в учебный процесс, а значит повышается продуктивность овладения языком. К тому же у дошкольников нет понятия «языковой барьер», ведь они изучают язык в интересной игровой форме, тем самым развивая свои языковые навыки без затруднения и страха. Многие ученые, проводившие исследования, подтвердили, что иностранные языки лучше всего даются именно в детском возрасте, как раз в тот момент, когда ребенок изучает свой родной язык.
- Обучение в игровой форме
Согласитесь, что именно в детстве самые прекрасные условия для овладения иностранным языком, хотя бы потому, что обучение проходит в игровой форме. В нашем центре мы используем различные карточки с цветными картинками, поощрения в виде стикеров, разучиваем песни, отгадываем загадки, играем в ролевые игры – все это весело и увлекательно. Мы считаем, что заниматься с ребенком в игровой форме очень полезно, ведь так у него сформируется положительное отношение к учебе, а значит, будет проще усваивать новый материал.
С помощью занятий в игровом виде малыш легко выучит цвета, фигуры, животных и многое другое. Сейчас во многих школах изучение иностранного языка начинается с первого класса, но, если Ваш ребёнок занимался английским до школы, то он с лёгкостью войдёт в учебный процесс, ведь многие темы ему уже будут знакомы. К тому же, благодаря занятиям у ребенка развиваются эмоции, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, поэтому время, потраченное на изучение английского, точно не будет потрачено впустую.
- Иностранный язык улучшает память
Изучая языки, легче запоминать последовательность, считать в уме, читать. У детей отличная память, но они не всегда правильно извлекают из нее информацию, иногда испытывают трудности при воспроизведении уже знакомых слов и выражений в новой ситуации. Это обстоятельство часто приводит в замешательство родителей, но не стоит бросать обучение — нужно просто запастись терпением, так как со временем дети начнут вспоминать слова и фразы, которые, казалось, вовсе не запоминают. Неспособных учеников не существует — тот, кто владеет родным языком, способен изучить и ещё один.
- Привыкая к иностранному языку, легко ориентироваться в современном мире
Возможно, кто-то из вас уже задумывается о высшем образовании и карьере ребенка, тогда изучение английского языка с ранних лет – то, что вам нужно. В последнее время образовательные учреждения придают все большее значение иностранным языкам. А одно из главных условий при поступлении в престижные ВУЗы – знание английского на уровне Intermediate/Upper Intermediate (B1, B2). Поскольку конкурс на места повсеместно становится все выше, знание одного или двух дополнительных языков увеличивает шансы поступления бюджет. Также нельзя забывать о развитии познавательных, мыслительных и психических процессов во время занятий английским языком. Исследования показывают, что дети, изучающие дополнительный язык, становятся коммуникабельными и устойчивы к стрессу, развивают умение сопереживать, становятся более толерантными.
- Изучение языков тренирует мозг
При изучении нового языка дети поддерживают тонус мозга и его функциональность на высоком уровне, а также проводят ему прекрасную тренировку, в том числе гиппокампу – части мозга, ответственной за формирование, хранение и воспроизведение воспоминаний. Ребёнок, изучающий несколько языков, способен без труда решать в уме разные проблемы, свободно переключаться между задачами, легко взаимодействовать в коллективе. Бывает так, что дети непроизвольно используют оба языка в своем ментальном лексиконе, в том числе при важных обстоятельствах, предполагающих использование только одного языка. То, что важно для детей – всегда имеет обозначение, а за счет знания языков, обозначений у обстоятельства или предмета может быть намного больше. Таким образом, ребёнок не просто описывает что-то, он меняет своё отношение к предмету, анализирует окружающий мир, видит в нем больше вещей, чем раньше.
В изучении языка нет ничего сложного, если во время обучения обеспечить правильные условия и заниматься регулярно. Курсы английского должны приносить ребёнку пользу, радость от полученных знаний, расширять его кругозор. Поэтому, чем раньше ваш ребенок начнет изучение иностранных языков, тем быстрее его жизнь наполнится яркими красками.
Раннее развитие детей – это тема, о которую сломано немало копий. Помните, в начале нулевых началась повальная мода на такие методики и школы? А на детей, которые по старинке лепили куличики в песочнице, адепты новых техник смотрели с сочувствием. Дескать, все в мозге закладывается до трех лет. Не успел засунуть туда необходимые на всю оставшуюся жизнь знания – и все, поезд уехал.
Ученые доказали! Надо сказать, что подобные исследования действительно имели место. Но общественность, как обычно, слишком вольно интерпретировала их результаты, из-за чего научность выводов была утеряна полностью.
К середине 2010-х годов маятник качнуло в другую сторону. Мейнстримом стало осуждать раннее развитие и смеяться над ним. Мол, это коммерсанты навязали такие стереотипы, чтобы получать деньги с наивных родителей. Вот у наших предков никакого раннего развития не было, все закладывалось естественным путем, и прекрасно все жили! Так и надо детей воспитывать, а не плясать вокруг них с бубнами.
Правда, последователи естественности почему-то иногда тоже бывают слишком радикальны и, например, запрещают детям компьютер. Хотя казалось бы, это ли не самое естественная примета сегодняшнего дня.
И то, и другое – крайности. Большинство же родителей обычно придерживаются каких-то умеренных взглядов, тщательно взвешивая аргументы обеих сторон и находя свой индивидуальный компромисс.
С какого возраста можно изучать английский?
Поскольку онлайн-школа EnglishDom специализируется на английском языке, то мы решили поговорить с вами именно о нем. Скажем сразу, в конце статьи не будет однозначного вывода – вредно или полезно учить малышей второму языку. Но мы дадим информацию к размышлению, которая поможет понять, что подходит именно вашему ребенку.
Фото: Фотобанк Фотодженика.
Итак, со скольки лет можно учить английский язык с ребенком? Фактически, делать это можно с рождения. Понятно, что речь не идет о грамматике или правилах синтаксиса, но окружить кроху английской речью вполне реально. Идеально, если родители сами будут говорить на этом языке. Это будет самым естественным путем.
Что касается ответа на вопрос, со скольки отдать ребенка на английский, чтобы с ним занимались преподаватели, то тут все зависит от методики. Есть даже те, которые можно посещать с года – но, разумеется, вместе с кем-то из родителей.
Вообще стоит учесть, что до 3-4 лет ребенку важно быть рядом с мамой. А чем именно заниматься – катанием машинок по полу, приготовлением обеда или изучением английского – вопрос вторичный. Разумеется, если при этом информация подается в доступной по возрасту форме.
В целом же при разговоре о раннем развитии мы будем ориентироваться на период от рождения и до школы, поскольку говорить только о первых годах жизни не совсем логично и корректно.
Доводы против
Итак, самые популярные возражения против изучения английского в раннем возрасте и комментарии наших специалистов о том, соответствуют ли эти утверждения действительности.
Ребенок будет путать буквы, звуки и слова
Да. До определенного времени такое будет происходить почти гарантированно. Но это переходный этап, который заканчивается примерно к школьному возрасту (с поправкой на скорость развития каждого отдельного ребенка).
Начнем со звуков и произношения. Это как раз яркий аргумент, почему английский язык стоит начинать учить как можно раньше. Набрать огромный словарный запас, строить правильные речевые конструкции и даже думать на английском языке – это все можно освоить и во взрослом возрасте. Но вот акцент… С ним справиться крайне сложно. Речевой аппарат и нейроны головного мозга, ответственные за говорение, затачиваются под определенный язык в самом раннем возрасте.
Например, в некоторых семитских языках есть гортанные звуки, которые освоить взрослому почти нереально. Английский в этом плане, конечно, проще. Но тем не менее чем раньше начать его слышать, тем больше вероятность воспроизводить в будущем на уровне нэйтив-спикера.
Что касается раннего изучения лексики английского языка, то дошкольники действительно часто смешивают в кучу два языка, употребляя в одном предложении и русские, и английские слова. Но становясь старше, дети начинают отдавать себе отчет, какие слова какому языку принадлежат, и при необходимости способны конструировать фразы целиком на том языке, который необходим в данный момент. И чем раньше начать обучение, тем больше слов задержится в активном словаре.
Бонусом же билингвальности будет то, что это делает мышление шире. В любом языке есть слова, обозначающие понятия, для которых в других языках нет емких аналогов. А неназванное, как правило, остается неосознаваемым. То есть имея в запасе больше речевых форм, человек мыслит более точно, ярко и развернуто.
Это вредно, потому что перегружает мозг ребенка
Такие выводы основаны на том, что часто билингвы начинают говорить позже ровесников. Перегружается мозг или нет – вопрос спорный. Ответ на него должны давать нейробиологи путем специализированных исследований. Но сам по себе второй язык не перегружает мозг ребенка, если его освоение происходит естественным путем.
Мы ведь не считаем, что малыша перегружает знакомство с законом земного притяжения, который узнается посредством кидания предметов на пол. А это, на минуточку, физика. Так чем английский язык хуже? Напротив, любые новые навыки побуждают мозг работать лучше, создавая и закрепляя соответствующие нейронные связи.
Вопрос не в знаниях как таковых, а в их подаче. Негативно отражаются на психике ребенка, а значит, и на его когнитивных способностях, совсем другие вещи – напряженное ожидание от него высоких результатов, сравнивание с другими детьми, переживания о недостаточной скорости усвоения материалов, акцентирование на ошибках.
Неправильно думать, что 2-3-летний ребенок не в состоянии воспринимать такие вещи. Конечно, логически он сможет сформулировать такие вещи еще не скоро. Но эмоции он при этом будет считывать отлично. Поэтому важно создать такую среду, в которой английский язык будет естественным и приятным элементом, а не чем-то пугающим и инородным.
У малыша не может быть мотивации учить иностранный язык
Это правда. Откуда совсем еще крохе знать, нужен ли ему английский язык, и даже вообще догадываться о его существовании. Зато мотивация должна быть у его родителей. И это должно быть нечто большее, чем просто «Надо учить, в будущем пригодится». Полноценное создание языкового пространства – это очень большое вложение сил и времени. Нет смысла затевать это «на всякий случай».
В таком случае энтузиазм грозит быстро сойти на нет, оставив после себя чувство вины от того, что дело не доведено до конца. Поэтому стоит заранее определиться с целью этого начинания.
Например, семья планирует эмигрировать за рубеж или есть родственники за границей, или вы просто так влюблены в английский, что не можете не поделиться с ребенком радостью от его изучения.
Возвращаясь к мотивации ребенка, стоит добавить, что в отношении иностранного языка ее, конечно, быть не может. Зато любому малышу важно проводить время с мамой и папой, получать положительные эмоции, видеть свои успехи в получении новых навыков, изучать мир через игру и многое другое, что обусловлено возрастными особенностями того или иного периода.
И вот отталкиваясь от этого, можно вводить в его окружающий мир элементы английского языка, делая его частью привычной жизни.
Невозможно вырастить билингва, если в семье нет носителя языка
Скажем так, это будет очень и очень сложно. Ведь придется фактически создавать для ребенка искусственную среду. И если хотя бы один из родителей пусть и не нэйтив, но владеет языком на уверенном уровне, тогда это реально. Если же мама и папа сами не слишком хорошо знают английский, но из каких-то соображений желают вложить его в ребенка, то им придется очень сложно.
Развивающие игры, специальные карточки и англоязычные подписи к предметам – это прекрасно. Но, скорее всего, их будет недостаточно, чтобы ребенок заговорил на английском.
Больше результата приносят аудионосители. Даже просто работающее в доме радио на английском языке поможет создать языковую среду. Ребенок запоминает интонации, особенности произношения, звукосочетания. А уж мультфильмы и записи сказок идеально подойдут для этих целей, поскольку ориентированы именно на малышей. Но, разумеется, в погоне за освоением языка не нужно перегибать палку. Стоит помнить, что у каждого возраста есть свои ограничения по времени просмотра мультиков и детских передач.
Видео по теме: как меняется мышление билингва
Но все равно маловероятно, что ребенок в раннем возрасте заговорит на английском языке, если взрослые на нем не общаются с ним. Просто не будет потребности! И если родители такую коммуникацию обеспечить не в состоянии, то можно найти специализированный детский сад, где с детьми не только будут заниматься английским на занятиях, но и все остальное время будут говорить только на нем. Тогда малышу придется освоить его из практической необходимости.
Но нельзя забывать, что адаптация в детском саду – это само по себе стресс. А если там вдобавок будут говорить на непонятном для ребенка языке, то это может очень негативно сказаться на психике. Так что такие вещи следует вводить с осторожностью, проконсультировавшись перед этим со специалистами.
Почему же стоит учить английский язык в раннем возрасте?
Мы достаточно много написали о том, что раннее обучение детей английскому языку – вещь довольно трудоемкая, требующая серьезного подхода и внимательного отношения к ребенку. Может сложиться мнение, что обычным родителям это невозможно организовать вовсе. Но на деле все вовсе не так сложно, как кажется со стороны. Большинство наших оговорок основаны на том, что родители часто отталкиваются от своих желаний, а не от возможностей ребенка. Но если привести этот момент в равновесие, то в остальном раннее изучение английского имеет массу плюсов.
Больше возможностей и перспектив в жизни
Уже сегодня знание английского языка – один из базовых навыков, без которого трудно представить успешное будущее. А в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться, поэтому лучше готовить ребенка к этому с самого начала.
Нельзя отрицать, что английский – язык международного общения. Большинство книг, фильмов, научных материалов или изначально были написаны на английском языке, или переведены на него в первую очередь. Да и при встрече с иностранцем гораздо больше вероятности, что он сможет объясниться с вами на английском, чем на каком-то другом языке.
Улучшение мышления
Любые знания развивают мозг. Причем не только в какой-то конкретной области, но и в целом. Человек, приученный воспринимать воспринимать достаточно большие объемы новой информации, имеет меньше проблем с памятью, систематизацией и анализом разных сведений.
Впитывание другой культуры
Разумеется, речь здесь идет о тех случаях, когда для изучения языка используются англоязычные сказки, мультфильмы и игры. Это важная деталь не только для расширения кругозора, но и для развития эмпатии, критичности мышления и умения сравнивать. Имея с детства понимание, насколько разными могут быть культуры, человек куда лучше защищен от воздействия пропаганды, ксенофобии и разжигания межнациональной розни.
Богатство внутреннего мира
Выше мы уже вскользь упоминали о том, что знание разных языков делает картину мира многограннее. Это связано с тем, что в разных языках встречаются понятия, аналоги к которым трудно перевести емко и точно. Кроме того, изучая классику англоязычной культуры ребенок познакомится с другим взглядом на вещи.
Фото: Фотобанк Фотодженика.
Можно ли заниматься с ребенком несколькими языками одновременно?
По этому поводу мнения разнятся. Но мы не рекомендуем проводить такие эксперименты без особых предпосылок. Например, в ситуации, где у мамы один родной язык, у папы – другой, а живет семья в стране с третьим языком, это допустимо и оправдано. Если же таких обстоятельств нет, то обеспечить успешный результат будет довольно трудно.
Наш директор по качеству Татьяна Файзулина (в ее обязанности входит в том числе и преподавание) считает, что лучше сосредоточиться на одном языке и получить более высокие результаты, чем разбрасываться сразу на много направлений, рискуя, что на все не хватит энергии.
Подводя итоги, хочется сказать, что учить или не учить английский в раннем возрасте – полностью решение взрослого. Однако важно, чтобы на первом плане был сам ребенок, а не его успехи или неудачи в языке или любой другой науке. Его психологический комфорт, крепкая эмоциональная связь с родителями, понимание его потребностей и возрастных особенностей не только позволят вырасти как психологически здоровой личности, но и дадут фундамент для наилучшего усвоения новых знаний, в том числе и английского языка.
Раннее изучение английского – вред и польза
В настоящее время существует огромное количество детских центров раннего развития, какой только набор услуг они не предлагают. И когда родители встают перед выбором: что же выбрать для малыша, какие развивающие программы ему действительно будут интересны и полезны, у них просто разбегаются глаза. Многие родители, отдавая дань моде, прежде всего, останавливают свой выбор на раннем изучении английского языка: и престижно, и в жизни пригодится, и ребеночек развивается на этих занятиях. А так ли это на самом деле? Давайте сначала задумаемся и определим, чему обучают детей на подобных занятиях. Вернее, чему их действительно реально обучить за два часа в неделю, ведь подобные занятия, как правило, проходят не чаще двух раз в неделю и длятся не более часа.
Педагог пытается заинтересовать детей, разучивает с ними веселые песенки, забавные детские стишки типа скороговорок, рассматривает яркие картинки и пытается пополнить словарь ребенка каким-то количеством английских слов. Причем происходит это либо в виде заучивания считалочки (например, счет по-английски до пяти или десяти), либо в механическом заучивании названий, прежде всего животных (так ребенку интересней). Больше ничего с ребенком за это время сделать нельзя. Но целью изучения любого языка является умение, прежде всего, общаться на этом языке, что предполагает формирование навыков построения фраз, использование грамматических конструкций, правильное фонетическое оформление речи. Если ребенок просто поет на английском языке песенку или проговаривает считалочку, часто даже не понимая их смысла, преждевременно говорить не только о знании им английского языка, но даже об умении в рамках заданного контекста сказать несколько слов на английском. Но постойте, скажете вы, а как же распространенное утверждение о том, что чем меньше по возрасту ребенок, тем быстрее и легче он усваивает иностранный язык? Совершенно верно, чем раньше вы погрузите ребенка в языковую среду, тем быстрее он там освоится. Но речь идет именно о погружении в эту среду. То есть ребенок должен не два раза в неделю по одному часу слушать английскую речь, а находиться, к примеру, в английском детском саду, где все разговаривают только на этом языке (и дети, и воспитатели). В этом случае ребенку ничего не остается, как учиться общаться на этом языке. Если же он попадает в среду, где часть людей общается на английском, а часть на русском, усвоение языка пойдет намного медленнее, ведь у ребенка появится возможность «создать себе кружок по интересам», он, прежде всего, станет общаться с русскоговорящими сверстниками. Но именно общаться на английском языке он научится все равно, потому что находится в условиях пусть не полного, а частичного, но все-таки погружения в языковую среду. Таким образом, первый вывод сделать можно: изучая в дошкольном возрасте язык по два часа в неделю, ребенок общаться на этом языке не сможет.
Многие родители это понимают, но считают, что подобная практика полезна для общего развития ребенка. С этим можно согласиться, ведь, изучая песенки и стихи на незнакомом языке, ребенок развивает и память, и слуховое внимание, и фонематическое восприятие, и речевое внимание, и речевой слух. Но задумайтесь, ведь все это можно развивать, изучая наш родной язык, причем заниматься этим можно каждый день в любом месте, совсем необязательно посещать для этого платные занятия. Ведь у ребенка в этом возрасте еще достаточно бедный словарь, как показывает практика, дети даже не знают названия предметов, которые их окружают каждый день. А какой богатый материал для исследования предоставляет нам квартира: предметы посуды, мебели, обувь, одежда, продукты питания. Одна только лексическая тема «Одежда» может дать вам исследовательский материал на несколько недель. Например, рассмотрите виды ткани, выучите хотя бы несколько названий (шелковая, хлопчатобумажная, шерстяная), рассмотрите вязаную и сшитую из ткани одежду, попробуйте распределить весь гардероб по тематике: разложить сначала по материалу, затем по способу изготовления (связана или сшита), потом по сезонности (весенняя, зимняя и т.п.), по назначению (задумайтесь, зачем нужна та или иная одежда).
При этом у вашего ребенка и словарь расширится, и память развивается, и логическое мышление формируется.
Просто задумайтесь: ребенку необходимо изучить прежде всего родной язык, именно этим языком он будет пользоваться в школе. Но если у ребенка бедный лексический запас, если он делает ошибки в словоизменении и словообразовании, если он не в состоянии построить сложную синтаксическую конструкцию на родном языке, это показатель будущих трудностей в процессе школьного обучения. Ведь, чтобы грамотно писать, нужно уметь подбирать проверочные однокоренные слова, нужно понимать смысл (семантику) слов, нужно правильно подбирать морфемы, т.е. нужно иметь развитое языковое чутье родного языка. В как развить это чутье? Именно в дошкольном возрасте нужно как можно чаще играть с ребенком в разные речевые игры, которые постепенно научат его ориентироваться в сложных грамматических конструкциях родного языка. Вот пример такой игры – «Волшебник». Ребенку предлагается уменьшить или увеличить предмет, изменив суффикс слова. Был стол, стал маленький столИК, потом он превратился в огромный столИЩЕ.
Память и внимание ребенка можно развивать, предлагая ему выполнить многоступенчатые инструкции. Начтите с одной: «Прыгай!», затем добавляйте постепенно «Попрыгай, потом покружись», «Подпрыгни, потом топни левой ногой, потом похлопай в ладоши». Можно это же упражнение использовать и для развития пространственной ориентации «Иди прямо, поверни направо, прямо, налево, повернись назад». Можно формулировать бытовые инструкции: «Возьми чашку, отнеси на кухню, возьми на кухне яблоко и принеси мне».
И для развития речевого слуха и фонематического восприятия существует множество различных игр, а время, которое вы проведете с ребенком, осваивая эти игры, окажется бесценным подарком и для вас, и для него.
Так что, как видим, польза от раннего изучения английского языка очень относительная, и не стоит пренебрегать изучением родного языка, возможностью поиграть с ребенком во множество развивающих игр в угоду нынешней моде – погоне за «престижными» английскими занятиями.
А теперь задумаемся о вреде подобных занятий с малышом. Да, да, записывая ребенка в «английский клуб», убедитесь, что пребывание в нем не окажет на малыша негативное воздействие. Английский просто противопоказан тем детям, которые имеют нарушения звукопроизношения или любые другие речевые нарушения. Нарушение звукопроизношения у ребенка означает, что он со звуками родного языка еще не разобрался, не понял, как получается тот или иной звук, или понял, но пока нет возможности его правильно воспроизвести. А тут английский язык с его совершенно другими нормативами произношения звуков. Например, русские звуки Т и Р и вроде бы соответствующие им английские звуки t и r произносятся совсем по-разному. А нормативное межзубное английское произношение некоторых звуков ребенку вообще противопоказано, ведь он может в силу своего раннего возраста заменить произношение русских свистящих звуков на межзубное. И тогда вам надо будет включить в расписание занятий еще и занятия с логопедом.
Так что раннее изучение английского может привести к возникновению у ребенка логопедических проблем, а если они уже существуют, английские занятия только усложнят ситуацию и могут сделать работу логопеда (если вы уже занимаетесь с логопедом) не такой эффективной.
Чем же еще можно заняться с ребенком, на какие занятия его можно записать в дошкольном возрасте, чтобы не навредить ему и обеспечить ему раннее развитие? Самый лучший вариант: музыкальные занятия и творчество (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). Просто задумайтесь: все русские аристократы получали в детстве музыкальное образование, все учились живописи. Конечно, они еще в совершенстве владели иностранным языком. Но это был тот самый вариант погружения в языковую среду, ведь гувернерами были носители языка, и дети целыми днями общались с ними именно на этом языке.
Кстати, логопеды, выступая против раннего изучения иностранного языка, просто рекомендуют занятия музыкой и художественным творчеством. Ведь музыка – несколько фраз из 10 причин.
(Пользу от музыкальных занятий мы уже разобрали).
Что касается художественного творчества, то оно не только развивает фантазию и воображение ребенка, оно развивает мелкую моторику руки. А что говорил Сухомлинский? «Рука – это вылезший наружу мозг ребенка».
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга Т.е., развивая мелкую моторику руки, вы тренируете и развиваете и мозг ребенка, как бы массируете доли головного мозга, которые принимают участие в регуляции речевой деятельности: лобную, височную, теменную и затылочную.
Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи. Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи. Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации. Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.
Если ваш ребенок вместо английского языка будет два раза в неделю посещать музыкальные занятия, а еще два раза в неделю будет развивать свои творческие способности и «ручную умелость», польза в несколько раз превысит результат от посещений «английского клуба», а вреда не будет никакого.