Аль фаттах значение и польза

аль-Фатта́х (ар. اَلْفَتَّاح [аль-Фатта̄х̣] — «Открывающий»‎) — одно из Имён Аллаха, упомянутых в Коране. В переводе на русский язык означает «Раскрывающий», «Разъясняющий», «По­ве­ле­ваю­щий», «Помогающий», «Победитель», «Дарующий победу», «Судья».

Основные значения

Прекрасное имя Аллаха аль-Фаттах в широком смысле означает:

  • Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни;
  • Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ;
  • Открывающий врата добра и блага для удовлетворения потребностей;
  • Раскрывающий сердца верующих для познания Его и любви к Нему;
  • Облегчающий дела и разрешающий все проблемы;
  • Судья, Который рассудит рабов [34:26];
  • Судящий справедливо и Выносящий верные решения;
  • Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жизни вечной.

Толкование Имени

В Священном Коране сказано: Если бы люди этих земель уверовали и убоялись Бога, истинно, Мы распахнули бы перед ними все блага неба и земли. Но они сочли (знаменья Наши) ложью. И тогда Мы схватили их за то, что они уготовали себе (своими деяниями). [7:96]. Эпитет Аллаха аль-Фаттах означает «открывающий». Аллах испытывает людей, посылая им трудности и беды, однако лишь в той мере, которую каждый из них может выдержать. Каждому даётся свое мирское испытание, но Аллах никогда не возложит на человека больше, нежели тот способен вынести — таков обет Аллаха в Коране [2:286]. Всевышний создает испытания для искренне верующих, но в то же время указывает им праведный выход из них, вместе с каждой тяготой непременно создает и облегчение. В Коране приводится пример пророка Мухаммада, ﷺ который по воле Господа вместе с трудностями обретает и облегчение пути: Не Мы ль рассекли твою грудь и расширили ее? ۝ И не сняли бремя с твоей души, ۝ которое (тяжестью) согнуло тебя. ۝ Разве не возвысили Мы упоминание (имени) твоего? ۝ Ведь, истинно, за каждой тягостью наступит облегчение. ۝ Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение. [94:1-6].

В Коране также приводится множество примеров того, как Аллах давал облегчение верующим во время испытаний. Одним из по­слан­ни­ков, которых Аллах испытывал многими тяготами, был пророк Муса (Моисей) . Но вспомним также, как Господь поддержал пророка Мусу Своей помощью и облегчил его дела. Перед тем как отправиться в Египет к фараону с призывами к Истинной вере, пророк Муса обратился с молитвой (ду‘а) к Аллаху и просил дать ему в помощники его брата Харуна (Аарона) . И Аллах принял его молитву, дал ему надежную опору и поддержку в лице пророка Харуна . Во многих аятах Корана содержится напоминание для уверовавших, что Господь — Единственный Помощник и Покровитель для всех искренне верующих. Аллах избавляет их от труд­нос­тей, которые кажутся им неразрешимыми и непосильными. Но помощь и облегчение от Аллаха никогда не распространится на не­ве­рую­щих и неблагодарных. Аллах сдавливает тоской и тяжестью их сердца и закрывает им все двери к обретению Своих благ и ми­лос­тей. И если Аллах по Своему соизволению лишил их Своей Милости, то никто уже вовеки не сможет вернуть им её. Закрыв перед неверующими врата Своей Милости, Аллах открывает перед ними другие врата — мук и несчастья: И когда Мы распахнули дверь тяжкого наказания, они там оказались в растерянности и отчаянии. [23:77].

В суре Саба Всевышний Аллах сказал: Скажи: «Наш Господь соберёт всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий [аль-Фатах], Знающий. [34:26]. Слово фатих (فاتح‎) означает «судья», а слово фатта̄х̣ (فتّاح‎) имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения. Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил всё, в чём нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путём. Верша законы возмездия, Аллах разрешает споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последователей, ока­зы­вая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, воздав всем творениям за их деяния. Установив законы предопределения, Аллах предопределил всё доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдёт с Его рабами, — всё, что они получат и чего лишатся. В Священном Коране сказано: Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он — Могущественный, Мудрый. [35:2]. Таким образом, Всевышний Господь — Знающий Судья, раскрывающий перед покорными рабами сокровищницы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милостью, либо справедливостью.

Источник

Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: Мади Рахман

Девятнадцатое прекрасное имя Аллаха – «Аль-Фаттах» означает «Открывающий». Аль-Фаттах – это Тот, Кто Судит справедливо, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ, и Кто раскрывает сердца верующих для Его познания и любви к Нему. В Священном Коране говорится:

«Наш Господь соберёт всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий (Аль-Фатах), Знающий.» (34:26)

Слово фатих (فاتح‎) означает «судья», а слово фатта̄х̣ (فتّاح‎) имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения. Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил всё, в чём нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путём. Верша законы возмездия, Аллах разрешает споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последователей, оказывая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, воздав всем творениям за их деяния. Установив законы предопределения, Аллах предопределил всё доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдёт с Его рабами, — всё, что они получат и чего лишатся. В Священном Коране сказано:

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него…» [35:2].

Таким образом, Всевышний Господь — Знающий Судья, раскрывающий перед покорными рабами сокровищницы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милостью, либо справедливостью.

Читайте также:  Польза холодной воды при варикозе

Слово «фатх» имеет и метафорическое значение — открыть Истину. Хидаят — это самый драгоценный дар, которым Аллах по Своей Милости наделяет мусульман. Всевышний даёт радость сердцу человека, когда тот в печали. Великий Творец открывает путь к науке и учению. Аллах — Всемогущ. Нет проблемы, которую Он не смог бы разрешить, и всё в этом мире происходит по Воле Всевышнего.

Имам Газали, раскрывая значение слова «фатх», приводит слова Всевышнего Аллаха:

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48:1), которые имеют значение: «Мы открыли тебе явную победу [через Худайбийское соглашение]».

Всевышний наделил людей разумом и волей, дал в руководство Коран и Сунну. Если мусульмане следуют этим предписаниям, то могут удостоиться проявления Его сыфата Аль-Фаттах. Для того, чтобы Аллах открывал Свои Имена, верующие обязаны разумно и уместно использовать Его блага, а также знать, что истинный путь указал только Аллах.

Размышляя над Именем Аль-Фаттах и пытаясь постичь его смысл, мусульманин сможет обрести ключ к сокровищницам Аллаха, стать свидетелем Его щедрости. Воспринявшие сыфат Аллаха «Аль-Фаттах» открывают свои сердца навстречу людям, помогают нуждающимся, держат глаза открытыми, чтобы не попасть в ловушки шайтана. Наш долг — проявлять милосердие к тем, кто слабее нас, помогать братьям в беде, постараться помочь открыть сердца людей Исламу.

Мусульманам нельзя терять надежду на Милость Аллаха. Для Него нет ничего невозможного. В любом месте и в любое время Он в силах открыть перед Своим рабом врата милости, даже если тот попал в кажущееся безвыходным положение.

В широком смысле прекрасное имя «Аль-Фаттах» означает:

– Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни;

– Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ;

– Открывающий врата добра и блага для удовлетворения потребностей;

– Раскрывающий сердца верующих для познания Его и любви к Нему;

– Облегчающий дела и разрешающий все проблемы;

– Судья, Который рассудит рабов [34:26];

– Судящий справедливо и Выносящий верные решения;

– Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жизни вечной.

Источник

Целью изучения Прекрасных Имен Аллаха является стремление познания Творца, – ведь нельзя любить, повиноваться, бояться Того, Кого ты не знаешь.
Стремление к познанию Всевышнего, подчинение Его воле, и, как следствие -приобретение блага в этом мире и счастья в будущей жизни составляет основу нашей религии.

Кто –то накапливает сведения, другой приобретает истинные знания. В чем отличие? Первые лишь аккумулируют поверхностную информацию о предмете, вторые приобретают знания сердца.

Одно из Прекрасных Имен Аллаха- Аль-Фаттах-
Тот, Который раскрывает скрытое, облегчает трудности, отводит их; Он раскрывает сердца верующих для познания Его и любви к Нему.

В Коране это Имя упоминается лишь дважды:
«Мы возведем навет на Аллаха, если вернемся в вашу религию после того, как Аллах спас нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись в вашу религию, если только этого не пожелает Аллах, наш Господь, Который объемлет знанием всякую вещь. Мы уповаем только на Аллаха. Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине, ведь Ты – Наилучший из судий» (7: 89)

(34:26) «Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он – Раскрывающий (или Справедливый Судия), Знающий».

На арабском в этих аятах указывается Имя «Аль Фаттах», которое (как и многие другие из Его Имен) однозначно перевести вообще невозможно.

1. Смысл Имени «аль Фатах»

На арабском часто говорят: « Аллаху ифтахи алейка!»- «Да откроет тебе Аллах!» или – Да откроет Аллах твое лицо!
Что же подразумевается?

Читайте также:  Молочная сыворотка польза или вред при сахарном диабете

1.1. «Открывающий дверь»
Арабское выражение «открыть дверь (к чему-либо)» означает устранить любые сложности на пути к цели, указать дорогу, тот единственно правильный путь, который приведет к желаемому.

В этом Имени заложено облегчение любого дела, и если перед тобой- темнота, безвыходность, болезнь, если все двери пред тобой закрыты- проси Всевышнего этим Именем…

1.2. Это Имя указывает на уже открытую дверь, чтобы ты вошел,
сохраняет открытой дверь к цели, к которой стремишься

1.3. Открывает все закрытые отношения между людьми – если была ссора, существовало недопонимание….«Аллахумма, афтах бейнана ва бейна каумина аль Хакк»- «О, Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине, ведь Ты – Наилучший из судий!»

Посланник Аллаха (СААС) сказал юноше: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни (память об) Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить(о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли” (ат-Тирмизи).

Именно этим Именем просил пророк (СААС) перед битвой при Бадре:
(8: 19): «Если вы просили победы, то победа пришла к вам. Если вы удержитесь, то это – лучше для вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся. Но ни от чего не избавит вас ваше сборище, если оно и многочисленно, и ведь Аллах с верующими»
В арабском оригинале этого аята употребляется глагол «истафтаха»,- «просить открыть, просить помощи».

Шейх-уль-ислам ибн Теймия, чью школу духовного воспитания прошли практически все ученые ислама, говрил: “Когда у меня есть- какой-то сложный вопрос, и чувствую, что не могу его решить, то делаю суджуд и прошу у Аллаха именем “аль Фаттах”.

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый». (35:2)

Один из смыслов этого аята заключается в том, что если ты познал имя аль Фаттах- можешь с полным правом считать себя самым сильным и удачливым человеком на Земле!

3. Каково значение этого Имени для нашей жизни?

В исламской литературе разделы часто называются- «Дверь Покаяния», «Дверь Милости», «Дверь Повиновения», «Дверь фитны»,”Бабу-Ссалат”, “Бабу-Тахарат”… «Дверь»- то, что открывается тебе, а не тобой, то есть, ты сам в этом пассивен- тебе могут открыть дверь, а могут и не открыть….. Вот поэтому, обращаясь к Аллаху, мы просим Его открыть дверь, указав путь.

Когда Аллах открывает нечто, существует несколько моментов:

А) Открытию предшествует прохождение определенного этапа, ты должен набрать какой-то опыт- жизненный, духовный. Тебя испытывают!

Порой ты тщетно стремишься найти выход, разрешить ту или иную негативную ситуацию- что-то доказать, объяснить, найти оправдание. Ничего не получается… никто не может помочь.

Так Айша бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), когда ее оболгали и оклеветали, рыдала в отчаянии, прося о помощи лишь Аллаха Всевышнего. И ей пришел ответ- была ниспослана сура «Ан-Нур», и дверь оправдания была ей тем самым открыта.

И, если действительно искренне хочешь- ну, постучи еще!- если долго стучишь, то дверь в конце концов открывается!

– Не уставай от того, что стоишь у двери Аллаха, даже если ОН тебя прогнал,- стой, не уходи, не прекращай просить у Него, и проси прощения…
«фа иза футиха аль баб- фадхули духуль аль мута’афилин…»- “И если открыта дверь- входи во врота прощенных”

Б) Открытие приходит оттуда, откуда уж никак не ожидаешь, открытие заключается в некой трудности
В Коране сказано: «И у Него – открытие незримого».

Когда Аллах хочет тебе помочь, Он внушает тебе какое-то из Его Имен, указывая тем самым на нужную дверь.

Иногда решение твоей проблемы уже «сдвинулось с места», «лед уже тронулся», просто тебе сокрыто это до поры.
То есть, любому благу, пришедшему к тебе, всегда предшествует имя Аль Фаттах, – ведь это Он по Своей Милости сначала открывает тебе, а уж потом приходит само благо, нечто положительное и важное для тебя, будь то большое или малое.

Вспомним пророка Юсуфа (мир ему): он еще сидел в тюрьме, но когда к нему пришли двое, попросив разгадать их сны, а он начал свою речь с призыва к единобожию- это уже было началом решения его проблемы, хотя он еще оставался в некоторое мнение в темнице.

Другой пример: нашему пророку (СААС) был сон о том, что Мекка будет открыта. Однако вслед за тем последовало заключение договора о перемирии в Худайбии, по всем внешним признакам- договора проигрышного и унизительного для мусульман. Лишь через 2 года, когда количество мусульман увеличилось на 10 тысяч, Мекка была действительно открыта, но началом, поворотным пунктом решения этого больного вопроса явилось именно подписание договора.

Читайте также:  Кальций польза в каких продуктах

В) Порой решение твоей проблемы удивительно просто, но- сокрыто для тебя до поры.
И вот, вдруг ты словно «прозреваешь», или подсказка приходит к тебе через какую-то мелочь, или через случайного – человека, или через какое-то ду’а, вдруг пришедшее в голову …
И ты сразу все понял, и стало легко на душе. Тебе просто показывают, как надо поступить в той или иной ситуации.

Порой нам может показаться, что разрешение нашего затруднения (здесь мы называем его «открытие») произошло совсем случайно, как бы само собой- что-то увидел, услышал, кого-то встретил или некто навел на нужную мысль,- и- вот он, ключик у тебя в руках! Однако верующий понимает, что за всем стоит аль Фатах.
Так, можно множество раз читать один аят , видя лишь поверхностный смысл, и вдруг понять его…

Внезапное благо, радостное событие для человека неверующего представляется чистой случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, а верующий понимает- это ему приоткрылась дверь…

Иногда и верующий не видит в происшедшем какой-либо закономерности, -«просто уж получилось»- например, случайно встретился человек, и дал почитать книгу об исламе, а ты его об этом и не просил… И, в результате, этот день изменил всю твою последующую жизнь… Случайность?!
У Аллаха нет «церемонии торжественного открытия»…

Выводы:

  • Следует быть очень внимательным, развивая в себе проницательность по отношению ко всем мгновениям своей жизни. Ведь они могут скрывать в себе момент открытия и облегчения.
  • В решении любой из наших проблем всегда стоит это Имя, нужно лишь искать его, стремиться понять и просить им…
  • Это Имя, дарящее человеку надежду в любой ситуации, с Именем Аль Фаттах любое испытание будет тебе под силу, от тебя требуется лишь глубокая, непоколебимая вера в Аллаха, отказ от своих страстей, терпение и постоянство в твоих дуа, и, вот увидишь- дверь будет открыта!

    4. Когда Аллах открывает нечто, то дает понять, это- не просто помощь, поддержка от Него, это – «фатх»- нечто мощное, вечное, великое, не временное, а – на все времена!

    Открытие источника Зам-зам для Хаджарь
    Вспомним историю пророка Ибрагима (мир ему) и Хаджарь. Когда он уходил, оставив Хаджарь с маленьким Исмаилом одних в безводной пустыне, она задала один единственный вопрос: «Это приказ Аллаха?» И приняла безропотно свое испытание. И Всевышний не оставил ее- был дан ей источник, такой, из которого люди пьют целебную воду по сей день, и будут пить, наслаждаясь ею, до Судного дня. И маленький источник вскоре превратился в цветущий оазис, возле которого выросло поселение, затем- город Мекка, и городу этому было суждено стать центром зарождения великой религии- для всех рас и народов, и расцвело богатое государство…

    Открытие Мекки
    «Когда пришла победа от Аллаха и –Открытие…» (110:1)
    Если победа при Бадре являлась всего лишь помощью от Аллаха, то открытие Мекки явилось величайшим событием, навечно.
    В самом начале зарождения ислама Мухаммад (СААС) с горсткой друзей был гоним, осмеян, оклеветан, однако через каких-то 20 лет они триумфально вошли в этот город, когда-то изгнавший их, и Мекка была открыта, уже до Судного дня.

    Поэтому, прося у Аллаха, и получая Его временную помощь и поддержку, не надо останавливаться, надо смотреть выше, вперед, готовить себя к большему, и просить великого дела!- Фатха!

    5. Несколько слов о Рамадане
    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда приходит Рамадан, открываются двери Рая, и закрываются двери Ада, и ангелы спускаются, и сковывается шайтан, и открываются Двери Милости».

    Вспомним прошедший Рамадан. Кто-то сетует- «стараюсь изо всех сил, но не могу набрать духовности, ничего не чувствую!» Быть может, Аллах просто дает тебе это время, хочет посмотреть на тебя- насколько ты настойчив?

  • Всевышний открывает Двери Своей Милости тому, кто очень настойчиво стучит, кто постился искренне, выстаивая в ночи. Быть может, ты стучал весь месяц, а открыто тебе будет лишь в последний магриб последнего дня поста…
    В течении всего месяца у постящегося происходят, накапливаются изменения личности.

    И, как кульминация, в конце поста ему может быть «открыто прощение»- «фатху-ль-магфира»;

  • Как открытие- спасение от огня.

  • То есть, вероятность попадания в ад равна нулю! Причем сам человек может об этом и не знать, но у Аллаха это есть!

  • Открытие сокровищницы хасаната- поклонения

    6. И , наконец, наша обязанность перед Именем:

  • Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда Аллах любит человека, он его использует».
    То есть, нам следует стремиться к тому, чтобы стать «человеком- ключом», стремиться иметь нрав- от Аллаха, открывать двери добра- себе и другим, и закрывать дверь к дурному

  • Когда трудно- искать ключ, в нужном ду’а, искать везде…
  • Жить с этим Именем, и тогда, быть может, в могиле тебе откроется дверь в Рай, иншаАллах…
  • Источник