Активный отдых для детей польза

С приближением лета родители задумываются, как лучше всего организовать детский отдых. Работа редко позволяет провести все три месяца вместе, а родственники в деревне есть не у каждого. К тому же хочется, чтобы каникулы прошли с пользой для здоровья, физического и умственного развития ребенка. Поэтому многие делают выбор в пользу центров активного отдыха. В статье расскажем о вариантах организации детского туризма и требованиях к нему, о разных видах летних лагерей, их плюсах и минусах.
Лучший детский отдых — активный! Судите сами
На сухом языке документов туризм — это «временные выезды с постоянного места жительства с познавательными, оздоровительными и другими целями». В жизни все гораздо интереснее. Туризм для ребенка — это приключения и яркие эмоции, возможность пополнить копилку впечатлений, обрести новых друзей, стать самостоятельнее, получить полезные умения и навыки. И, конечно, это ценный вклад в здоровье, особенно если отдых проходит активно.
Но детский туризм бывает разным — и по длительности, и по способу организации, и по тематике. Поэтому и цели у него различные, например:
- Познавательные. В поездках ребята знакомятся с многообразием окружающего мира, природой и культурой разных стран или регионов России, расширяют кругозор, развивают творческие способности. Детский познавательный туризм может иметь разную направленность — экологическую, археологическую, этнографическую.
- Спортивные. Есть и специализированные туры для ребят, профессионально занимающихся теми или иными видами спорта, и универсальные программы, которые не требуют особой подготовки. Это все варианты активного детского отдыха: пешие походы, экспедиции, велосипедные маршруты, сплавы на байдарках, лыжные туры, скалолазание, горный и спелеотуризм.
- Оздоровительные. Многие виды детского отдыха не только непосредственно укрепляют физическую форму (например, за счет физической активности, природно-климатических лечебных факторов), но и помогают детям формировать навыки ЗОЖ, прививают здоровые ценности.
Пожалуй, родители согласятся, что оптимальный вариант детского летнего отдыха сочетает в себе все эти цели. Но потребности у всех разные, и решение будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, финансовых возможностей семьи и других факторов. Чтобы вам было проще сделать выбор, расскажем о самых популярных способах организации летнего отдыха детей.
Детские центры активного отдыха летом
Организацией детского туризма занимаются как государственные, так и коммерческие структуры. И те и другие предлагают разные по содержанию программы, но поскольку в рамках статьи нас интересуют варианты летнего отдыха, рассмотрим самые популярные направления именно в этой сфере.
Санаторий
Это учреждение не столько педагогической, сколько медицинской направленности. Главные цели пребывания в санатории — лечение и профилактика различных заболеваний, общее оздоровление. Отдых, развлечения, учеба и культурная программа играют второстепенную роль.
Чаще всего санатории располагаются в экологически чистых зонах с природными лечебными факторами — минеральными источниками, грязями и т. п. — или особыми климатическими условиями, действие которых благоприятно при тех или иных проблемах со здоровьем. Кроме естественных ресурсов, используются физиопроцедуры, диеты и другие средства классической медицины. Каждый санаторий имеет свой лечебный профиль.
Во время отдыха в санатории дети должны соблюдать установленный распорядок дня. Подъем, приемы пищи, процедуры происходят в строго определенные часы. Что касается развлекательной, познавательной, спортивной, творческой программ, то эти элементы в санатории есть не всегда. И даже если они присутствуют, большого внимания им не уделяется.
Для поездки в санаторий, помимо путевки, потребуются медицинский полис и санаторно-курортная карта с выпиской из истории болезни. Кроме того, нужны справки об эпидемиологическом окружении и прививках.
В целом отдых в санатории можно рекомендовать детям, у которых есть проблемы со здоровьем. Плюс таких учреждений в том, что чаще всего в них допускается совместное проживание с родителями. К сожалению, сами ребята редко бывают в восторге от такого отдыха из-за отсутствия развлечений, невозможности почувствовать себя самостоятельным и жестких требований к соблюдению режима.
Кемпинг
Отличной формой организации оздоровительного детского туризма может стать отдых в кемпинге, или палаточном лагере. Вдали от города, в тесном взаимодействии с природой ребята получают ценные навыки самообслуживания, учатся преодолевать трудности, приобретают здоровые привычки, становятся более самостоятельными, выносливыми, дисциплинированными. Свежий воздух, воздушные и солнечные ванны, купание укрепляют защитные силы организма, дарят запас здоровья на весь год. Жизнь в палаточном городке — это незабываемое приключение, скучать детям точно не придется.
Классический вариант — стационарный палаточный лагерь в лесу, на берегу моря, реки или озера. Это относительно «цивилизованный» формат дикого отдыха, подходящий для детей с любой физической подготовкой. В стационарном кемпинге предусмотрено организованное питание, есть проточная вода, душевые, туалеты. В холодную погоду возможен обогрев палаток.
На заметку
Некоторые детские центры активного отдыха предлагают такую необычную форму туризма, как передвижной палаточный лагерь. Этот способ организации досуга подходит для подростков с достаточно высоким уровнем физической подготовки. По сути, это пеший поход: группа туристов движется по выбранному маршруту с остановками в заранее определенных местах. Участники самостоятельно переносят снаряжение, своими силами под руководством инструктора ставят палатки, разводят костер и готовят пищу. Понятно, что уровень комфорта здесь минимальный, поэтому продолжительность смены редко превышает 7 дней.
Несмотря на удаленность от благ цивилизации, в кемпингах уделяется большое внимание безопасности:
- Лагерь располагается на огороженной территории, находится под охраной.
- Штат сотрудников обязательно включает медперсонал.
- При необходимости всегда можно связаться со службами экстренной помощи.
- При обустройстве палаточного городка строго соблюдаются требования пожарной безопасности и нормы СанПиН 2.4.4.3048-13[1].
- С детьми работают только подготовленные и проверенные сотрудники.
Вопросы питания в палаточном лагере решают по-разному: это может быть собственная стационарная или полевая кухня, служба доставки, иногда пищу готовят на костре. В любом случае дети получают полноценный сбалансированный рацион.
Режим дня в кемпинге не такой строгий, как в санатории, тем не менее действуют правила распорядка. Это как минимум восьмичасовой сон, трех- или пятиразовое питание, ежедневная зарядка, умывание. Дети учатся самообслуживанию, участвуют в благоустройстве территории. Часто устраиваются развлекательные мероприятия, спортивные соревнования и игры, творческие конкурсы. Смены разные по продолжительности, но обычно не дольше 21 дня.
Чтобы организовать отдых ребенка в кемпинге, нужно приобрести путевку и подготовить стандартные документы: копию свидетельства о рождении или паспорта и справку по форме 079/у, которую можно получить у участкового педиатра.
При всех очевидных плюсах отдыха в палаточном городке у такой формы детского туризма есть один весомый минус: услугу предлагают все реже, и найти хороший кемпинг становится проблематично.
Детский лагерь
Знакомые всем нам с детства пионерские лагеря сменили современные центры детского отдыха. Идеологическая основа стала другой, но все положительные моменты сохранились. Летний лагерь — это по-прежнему отличная среда для освоения новых навыков, общения, спорта и творчества. А с развитием индустрии детского отдыха возможностей становится еще больше.
Технически детский лагерь — это комплекс, где созданы все условия для проживания, сна, приема пищи, творческих и спортивных мероприятий. На территории, помимо спальных корпусов (отапливаемых или неотапливаемых), обязательно есть кухня, столовая, душевые, туалеты, прачечная и другие хозяйственные помещения. Для организации детского досуга в лагере имеются спортивные площадки, футбольное поле, открытый или закрытый бассейн, кинозал, клуб. Охрана территории обеспечивается силами штатных сотрудников или сторонней организации, с которой учреждение работает по договору.
На заметку!
Обязательное требование к детскому лагерю — возможность оказания врачебной помощи в случае необходимости. Как минимум должен быть медицинский кабинет с одним врачом и медсестрой. В крупных лагерях могут работать несколько педиатров. Если учреждение в силу каких-то причин не в состоянии обеспечить детей медицинской помощью, заключается договор с расположенной поблизости больницей или поликлиникой.
Что касается условий проживания, то они различаются в зависимости от типа лагеря, политики и финансовых возможностей собственника. Это могут быть как деревянные домики с удобствами на территории, так и благоустроенные корпуса с номерами гостиничного типа и двухместным размещением. Конечно, между этими крайностями масса промежуточных вариантов.
Питание в лагере обычно четырех- или пятиразовое. К помещениям кухни и столовой, качеству продуктов предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. Чаще всего питание организовано по принципу самообслуживания: это прививает ребятам навыки самостоятельности.
Жизнь детей в лагере строится по распорядку. Подъем, зарядка, умывание, приемы пищи, занятия, отбой происходят в определенные часы. В то же время у детей остается достаточное количество свободного времени для общения и игр.
В любом лагере есть культурно-развлекательная программа. Основная часть детского досуга посвящена спортивным мероприятиям, отдыху на свежем воздухе (купание, походы, посиделки у костра), занятиям в кружках, подготовке конкурсов и выступлений. Часто проводятся экскурсии.
Тематический лагерь
Некоторые детские лагеря имеют тематическую направленность — спортивную, научную, например историческую, этнографическую, археологическую, краеведческую и т. д. Часто проводятся программы по мотивам популярных фильмов или игр. Все это предполагает соответствующее оснащение, наличие специальной атрибутики, инвентаря. В тематических лагерях дети не только с удовольствием и интересом проводят время, но и узнают много нового, учатся в процессе игры, приобретают навыки в зависимости от тематической направленности. В остальном это обычный активный отдых: те же спортивные мероприятия, конкурсы, занятия и развлечения.
Для организации отдыха ребенка в стандартном или тематическом лагере потребуются путевка, свидетельство о рождении, медицинская справка по форме 079/у и справка об эпидокружении.
Особенности организации детского туризма: безопасность и качество оказываемых услуг
Компании, работающие на рынке детского туризма, стоят перед непростой задачей. С одной стороны, они должны предоставлять услуги высокого качества, с другой — соблюдать законодательные нормы, а в этой сфере правила особенно строгие. Требования к организации детского отдыха касаются как уровня оказания услуг в целом, так и множества частных моментов — таких, как безопасность, качество питания, транспорт, медицинская помощь, подготовка руководителей групп и т. д.
Все нормы и правила, регламентирующие сферу детского туризма, содержатся в ГОСТ Р 54605-2017.
Общие требования к организации детского туризма, в частности, предписывают туроператорам:
- учитывать потребности отдыхающих в соответствии с их возрастом;
- действовать в интересах здоровья, интеллектуального, духовного и нравственного развития детей и подростков;
- организовывать детский отдых в экологически благоприятных зонах;
- предоставлять детям и их родителям (или законным представителям) полную информацию об отдыхе, включая контакты руководителей групп.
Требования к оборудованию корпусов, домиков, палаток и других средств размещения:
- они должны соответствовать правилам пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам;
- необходимо обеспечить раздельные спальные комнаты, туалеты, душевые для мальчиков и девочек;
- взрослые и дети размещаются на разных этажах (или в разных частях здания).
Помимо этого, в ГОСТах прописаны требования к:
- питанию (состав продуктов, разнообразие блюд, калорийность);
- программам (обязательные элементы организации досуга);
- перевозкам;
- безопасности (в том числе во время отдыха на воде);
- охране окружающей среды;
- персоналу.
Детский туризм разнообразен по формам организации и содержанию программ. Самый популярный и востребованный формат активного отдыха — летний лагерь. Для ребенка это возможность расширить круг общения, узнать много нового, стать более самостоятельным и приспособленным к жизни. Активный отдых на природе приносит неоценимую пользу здоровью, дает запас жизненных сил на весь предстоящий учебный год.
Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета:
– Каникулы – это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений – дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия… Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное – не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.
Чем можно заняться вместе на каникулах?
Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семьёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.
Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.
Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и перестали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.
Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.
Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.
Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе – физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.
Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?
Светлана Протченкова, Самара
Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:
– Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать – нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старшеклассниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.
Для маленьких ребят главное – мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше – чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не отдохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро – а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики – вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу – и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься – в выходные, на каникулах, по вечерам, – просто перестают учиться – уже выдохлись, интереса больше нет.
Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?
Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят – дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба – это есть «вопрос – ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки – такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.
Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде – это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.
Подсовывать книжки. Заставить читать книгу силой невозможно. Попробуйте пойти на хитрость – скажем, сослаться на занятость: «Ты знаешь, мне сейчас надо салат приготовить, почитай мне пока книжку, я так люблю слушать твой голос…» Не стоит отбирать у ребёнка книжки или журналы, на взгляд родителей бесполезные, например комиксы. И нужно формировать у ребёнка потребность поделиться с родителями тем, что он узнал нового.
20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком
1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7. Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр – нарисовать с натуры парк, церковь или речку.