• April 11th, 2017, 05:17 am

« Тебе ли затевать столь дальние расчёты ?.. »

И.А. Крылов

Старик и трое молодых

Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться, да как садить в те лета,
Когда уж смотришь вон из света!»

Так, Старику смеясь в лицо,
Три взрослых юноши соседних рассуждали.

«Чтоб плод тебе твои труды желанный дали,
То надобно, чтоб ты два века жил.
Неужли будешь ты второй Мафусаил

* ?
Оставь, старинушка, свои работы:
Тебе ли затевать столь дальние расчёты?
Едва ли для тебя текущий верен час!
Такие замыслы простительны для нас:
Мы молоды, цветём и крепостью и силой,
А старику пора знакомиться с могилой».

«Друзья! — смиренно им ответствует Старик. —
Издетства я к трудам привык,
А если от того, что делать начинаю,
Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
То, признаюсь,
За труд такой ещё охотнее берусь.

Кто добр, не всё лишь для себя трудится.
Сажая деревцо и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится,
И это для меня уж плод.

Да можно ль и за то ручаться наперёд,
Кто здесь из нас кого переживёт?
Смерть смотрит ли на молодость, на силу,
Или на прелесть лиц?
Ах, в старости моей прекраснейших девиц
И крепких юношей я провожал в могилу!
Кто знает: может быть, что ваш и ближе час,
И что сыра земля покроет прежде вас».

Как им сказал Старик, так после то и было.

Один из них в торги пошёл на кораблях.
Надеждой счастие сперва ему польстило,.
Но бурею корабль разбило,
Надежду и пловца — всё море поглотило.

Другой в чужих землях,
Предавшися порока власти.
За роскошь, негу и за страсти
Здоровьем, а потом и жизнью заплатил.

А третий — в жаркий день холодного испил

И слёг: его врачам искусным поручили,

А те его до смерти залечили.

Узнавши о кончине их,

Наш добрый Старичок оплакал всех троих.

1805

( Collapse )

  • Tags
    Басни, Динамика жизни, Жанры и люди, Ирония, Кино, Книги, Мир как он есть, Молодёжь, Мораль, Судьба, Так бывает
  • September 28th, 2016, 06:21 am

Афоризмы Конфуция

Сегодня в Китае
отмечается
День рождения Конфуция
(551 – 479 гг. до н.э.),
или День национального Учителя.

Путь в тысячу миль начинается с одного шага.
Того, кто не задумывается о далёких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину: когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя, а нынче учатся для того, чтобы удивить других.
Люди в древности не любили много говорить: они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.
Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.
Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот, видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкуса.
Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый лёгкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы поступали с нами, – выше этого нет ничего.
Правильно назвать – значит правильно понять.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина – беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин.
Не беспокойся о том, что тебя не знают – беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем ещё, что такое жизнь?