Смысл пословицы не на пользу читать коли

Смысл пословицы не на пользу читать коли thumbnail

ТАМАР­ИСКА
[196K]

6 лет назад

Эта пословица, на мой взгляд означает, что ничего хорошего нет в таком чтении когда человек видит всё только поверхностно (сливки – всегда наверху собираются), а глубинный смысл остаётся для него недоступен. Пользы от этого очень мало, почти нет. Вот если человек вдумывется в прочитанное, пытается проникнуть в мысль автора произведения, докопаться до сути событий, тогда это чтение на пользу. Автор, наверное, старался и писал книгу для этого, чтобы его поняли.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[585K]

3 года назад

Пословица о неполезном чтении имеет очень очевидный смысл. Он прямой, никакого переносного искать не нужно. Если слегка перефразировать выражение, то получится: «Если знакомиться с книгой поверхностно, не углубляясь, то такое чтение будет бесполезным».

Есть такое понятие: «Чтение по диагонали». Это один из видов быстрочтения, когда человек пробегает глазами по страницам, выхватывая отдельные слова и фразы (они в пословице названы «вершками»), но нисколько не утруждаясь остановиться на какой-то строчке, задуматься над ней, перечитать её ещё один раз. Вдумчивое чтение назовём сообразно стилю выражения «корешками». Все «корешки» произведения, с которым мы решили познакомиться, будут невидны при диагональном прочтении. Поэтому я предложу ещё один вариант этого выражения: «По диагонали читать – только глаза напрягать».

Kriti­kSPb
[87.8K]

более года назад

Смысл пословицы Не на пользу читать коли только вершки хватать в том, что читать нужно внимательно, вникая в суть произведения. При чтении необходимо продумывать, что до нас хотел донести автор, ведь часто смысл повествования заложен где то в глубине произведения, так сказать, между строк. Даже если человек владеет навыками быстрочтения, ему следует периодически останавливаться и отмечать для себя важные моменты.

Невоз­мутим­ый Дождь
[80.3K]

более года назад

Данную пословицу о бесполезности быстрого, не вдумчивого, неосмысленного, “диагонального”, поверхностного чтения народ придумал не вчера. Долго наблюдая за теми людьми, которые, считая себя активными читателями, просто «проглатывают» книгу за книгой, полку за полкой, часто и не обращая внимания на то, что страницы этих книг склеились или остались неразрезанными, мудрые люди увидели, что все эти читатели, нахватавшись с избытком «вершков», между тем до «корешков» так и не сумели добраться. Наверное, даже и не хотели.

Пословица о чтении напоминает нам о том, что нет никакого смысла читать произведение частями, выхватывая какие-то события то из начала, то из последних страниц, то из середины. Не будет пользы в том, если человек, сидя за обеденным столом, например, станет листать книгу, капая на её страницы супом из ложки и пробегая глазами некоторые попавшиеся строчки. И если потом он скажет, что прочитал эту книгу, то можно не верить ему. Он не читал, а просто листал – завтракая, обедая, сидя на рабочем месте или ужиная.

Разрозненные кусочки знаний – это не знания. Отдельные строчки романа – это не сам роман. Одна страница справочника – это не весь справочник. Поэтому читать нужно уметь системно, неспеша и очень вдумчиво.

любоп­ытная­11
[21.2K]

более года назад

Для того, чтобы понять значение пословицы “не на пользу читать, коли только вершки хватать”, нужно вникнуть в ее смысл: только вдумчивое чтение с размышлением о содержании текста может принести пользу. Если читаешь быстро с одной только целью – прочесть и забыть, то никакой пользы от этого тебе не будет. А будет потраченное впустую время. Либо читай хоть и более медленно, но с оценкой сюжета и героев произведения, либо вообще не читай вовсе.

Инопл­анетя­нка
[31.1K]

4 года назад

Очень часто мы пользуемся другой пословицей:

Смысл пословицы не на пользу читать коли

Если вы читаете серьезную книгу, нужно вдумываться в ее содержание, чтобы понять его смысл. Если читать бегло и не внимательно, материал усвоится плохо, это будет практически бесполезно.

Стрым­брым
[310K]

5 лет назад

По всей видимости, такую половицу нужно понимать в таком смысле, что настоящую пользу приносят только та, почерпнутые из книг информация, в которой есть глубокий смысл. То есть приносит не поверхностное беглое чтение, а вдумчивое.

Алла2­11991
[161]

6 лет назад

наверно смысл в том, что надо вникать в суть произведения, а не делать вид, что читаешь)

Знаете ответ?

Источник

trataka
[2.8K]

более года назад

Смысл пословицы “Не на пользу читать, коли только верхи хватать” какой?

Аника­М
[17.4K]

более года назад

Я думаю, речь идёт о понимании.

Можно прочитать книгу для галочки, потому что модно, потому что скучно и надо чем-то себя занят, но уже через день не вспомнить, о чем была книга.

А можно читать вдумчиво, анализируя происходящее, наслаждаясь авторским языком и стилем. Понимая и запоминая прочитанное.

Первое не несёт никакой пользы, кроме галочки в читательском дневнике и убитого времени. Второе более чем полезно для мозгов, и для души.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

ayzde­s
[3.1K]

более года назад

Вам нужно прочитать книгу. Но либо книга кажется вам неинтересной, либо читать ее лень, вы бегло просматриваете текст, не вдаваясь в детали. Соответственно, и смысла книги не поймете, и время зря потратите. Так происходит и в жизни, информация поверхностная не дает полной картины. Не разобравшись детально, сути истинной не уловить.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Olga-tagan
[11.7K]

более года назад

Пословица “Не на пользу читать, коли только верхи хватать” о том, что когда человек читает он должен вникать в смысл прочитанного, его мысли не должны “улетать”. Моменты, сложные для понимания, иногда нужно перечитывать несколько раз. Их “проглатывание” может привести к полному непониманию текста в дальнейшем.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Источник

Упражнение № 87  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Меньше говори, больше делай.

2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

3. Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Спишите пословицы. Разделите слова с мягким знаком для переноса.

Почему, при переносе слов мягкий знак не отделяется от буквы согласного звука, после которой он стоит?

Ответ:

Смысл пословиц.

1. Меньше говори, больше делай. (Смысл: можно много сказать,а сделать нет и человека судят по поступкам,а не потому что он говорит.)

2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Смысл: чтобы в жизни побольше узнать, нужно побольше бодрствовать.)

3. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. (Смысл: если читать поверхностно и бегло — можно пропустить много ценной информации и, что самое главное, упустить смысл прочитанного, а значит и чтение такое не на пользу, пустая трата времени.)

1. Мень-ше го-во-ри, боль-ше де-лай.

2. Кто хо-чет мно-го знать, то-му на-до ма-ло спать.

3. Не на поль-зу чи-тать, ко-ли толь-ко верш-ки хва-тать.

При переносе слов мягкий знак не отделяется от буквы согласного звука, после которой он стоит, потому что мягкий знак не обозначает звуков, а указывает на мягкость предшествующего звука, дополняет его.

Не дочитав сказки, не бросай указки.

Чтение — вот лучшее учение.

Вчитайся хорошенько — слюбится.

Читать не размышляя, что есть не пережевывая.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Много читает, а дела не знает.

При нас читано, да не при нас писано.

Не на пользу книги читать, коли одни вершки хватать.

Кто много читает, тот много знает.

Читает — летает, да ничего не понимает.

Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а ста нешь читать — везде задевается.

Книги читать — зла не пытать.

Не много читай, да много разумей.

Есть и читать вместе — память проглотить.

Худая грамота — человеку пагуба.

Лучше печатного не скажешь.

От доски до доски прочел.

Собирать (хватать) вершки — Волг. Захватывать лучшую долю чего л. Глухов 1988, 144, 165 …   Большой словарь русских поговорок

вершки — о/в; мн. (ед. вершо/к, шка/; м.) 1) нар. разг. Верхняя часть растения. * Мне вершки, а тебе корешки (Русская сказка) 2) только мн.: вершки/, о/в., разг. Поверхностные, неглубокие знания в какой л. области. Хватать вершки/ …   Словарь многих выражений

вершки — ов; мн. (ед. вершок, шка; м.). 1. Нар. разг. Верхняя часть растения. * Мне вершки, а тебе корешки (Русская сказка). 2. только мн.: вершки, ов. Разг. Поверхностные, неглубокие знания в какой л. области. Хватать в. Нахвататься вершков …   Энциклопедический словарь

Не на пользу читать, коли только вершки хватать. — Не на пользу читать, коли только вершки хватать. См. ГРАМОТА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

ВЕРХ — муж. верех сев., ·противоп. низ, исподь, дол, основание, подошва; оконечность, бок, сторона или часть предмета, обращенная к небесам, выше по уровню (а на сколько выше, покажет отвес); верхушка, вершина, верхня оконечность чего. Верх мироколицы… …   Толковый словарь Даля

верхоглядничать — Плавать по верху, хватать вершки. Прот. думать. См …   Словарь синонимов

вершок — хватать вершки. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вершок сущ., кол во синонимов: 3 • вершник (10) …   Словарь синонимов

ВЕРШОК — Представиться на три вершка. Р. Урал. Умело притвориться. СРНГ 31, 95. Собирать (хватать) вершки. Волг. Захватывать лучшую долю чего л. Глухов 1988, 144, 165 …   Большой словарь русских поговорок

ГРАМОТА — Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом). Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом. Не красна… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

Источник

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром. Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского. 
В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

– именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием  – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб». Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков. Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации?  Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой. Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи. Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило».  Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром  в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь»порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение

Источник