Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

Повинности крестьян в пользу феодала в средние века thumbnail

Крестьяне были наиболее численным слоем населения Западной Европы. На них было возложена миссия обогащать высшие классы общества, такие как духовенство и феодалы.
Крестьян в средние века прикрепляли к феодалу, который раздавал им земли, за них они должны были платить феодалу. На них были наложены некие повинности, о которых пойдет речь ниже. Повинности – это плата крестьян за то, что феодал брал их под свою защиту. Если на землю крестьян нападут, феодал должен был вывести армию и защитить свои владения. Это было в идеале, а на самом деле, феодалы чаще всего заботились о собственных землях и замках, нежели о землях данных крестьянам.
Разделить все эти формы крестьянских повинностей можно смело разделить на четыре больших категории:
– барщина;
– натуральный оброк;
– денежный оброк;
– другие повинности;
А теперь о каждой из названных категорий подробно.

Барщина

В целом, барщина – это труд крестьянина в пользу феодала, к которому обязывался каждый крестьянин, которому феодал дал земельный участок. Крестьяне были обязаны работать не только на своей земле, но также отрабатывать определенное количество времени на землях феодала, причем абсолютно бесплатно. Еще они должны были работать в хозяйстве, а также при строительстве дорог и при перевозке грузов. Число дней было четко зазначено, однако феодалы чаще всего не соблюдали это правило и пользовались крестьянами значительно чаще, чем можно было.

Натуральный оброк

Натуральный оброк – это особый вид повинностей, при котором крестьяне, жившие на земле феодала, должны были отдавать часть продуктов в пользу феодала. Крестьяне в обязательном порядке были обязаны проносить феодалу часть всего зернового урожая, а также и все остальное, что они выращивали на своей земле – овощи, фрукты. Кроме этого они должны были делиться продуктами животноводства – яйцами, птицей. Но и на этом феодалы не остановились, они также отбирали у крестьян сено, ремесленные изделия, дрова и другое.

Денежный оброк

Денежный оброк – повинность, которая была возложена на крестьян феодалами, суть которой полегала в денежных платежах в пользу феодала.

Крестьяне, у которых были ресурсы, должны были продавать их на рынках и ярмарках, а часть вырученных денег отдавать феодалам. В средневековье уже был достаточно большой процент избыточного продукта, что дало возможность вести торговлю меж поселениями, городами, а также государствами. Нужно сказать, что денежная система в средневековье была недостаточно развитой, поскольку крестьяне больше предпочитали не торговать, а обмениваться продуктами питания. Поэтому денежный оброк начал набирать обороты уже в позднее средневековье.

К другим повинностям можно отнести обязанности печь хлеб в хозяйстве феодала, ухаживать за его поместьем. Во Франции, например, крестьяне должны были давить виноград на пользу феодала.

Крестьяне в средневековой Европе не были полностью зависимыми от феодалов, как крестьяне в Восточной Европе, они не были рабами. Крестьянам даже разрешалось переходить с одной земли на другую, служить то у одного феодала, то у другого.

Крестьяне составляли около 90-95 % всего населения Европы, однако они не играли никакой политической роли в этом регионе. Вся власть принадлежала тем остальным 5-ти %.
Положение крестьян было значительно хуже, нежели мещан, которым разрешалось заниматься ремеслом. Крестьянами не было разрешено объединяться в цехи, это считалось очень благородной работой, и чтобы стать мастером нужны были годы обучения и деньги.

При необходимости крестьяне должны были взять в руки оружие и служить в армии, играть роль ополчения, которое бросалось в бой первым и особо не ценилось. В остальных же случаях крестьянам было строго запрещено владеть железным оружием, нарушение этого закона жестоко каралось судом феодала.

Как вывод, можно сказать, что крестьяне были основной категорией населения средневековой Европы, около 95%. На них была возложена задача (повинности): работать в пользу феодала, а также отдавать ему часть своего урожая и денег. Речь идет о четырех формах таких повинностей: барщина, натуральный и денежный оброк и другие повинности.

Источник

В средние века жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.

феодальные повинности

Лишь самые трудолюбивые и настойчивые добивались своего и могли улучшить свое положение.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

феодальные повинности это

В средневековой истории феодальных повинностей было несколько:

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

феодальные повинности повинности крестьян

Феодал часто нарушал условия барщины и задерживал на своих работах подневольных людей: пока они гнули спину на господина, на их полях обсыпался хлебный колос, сохли овощи и портилось нескошенное сено. Барщина являлась самой тяжелой и невыгодной оплатой за принадлежность к землям феодала, а учитывая то, что условия договора постоянно нарушались, это рождало смуты и недовольства.

Церковная десятина

Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

– Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

– Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства – мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

– Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла – тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

феодальные повинности история

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи – самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки – если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность – в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

Источник

Крестьяне были наиболее численным слоем населения Западной Европы. На них было возложена миссия обогащать высшие классы общества, такие как духовенство и феодалы.
Крестьян в средние века прикрепляли к феодалу, который раздавал им земли, за них они должны были платить феодалу. На них были наложены некие повинности, о которых пойдет речь ниже. Повинности – это плата крестьян за то, что феодал брал их под свою защиту. Если на землю крестьян нападут, феодал должен был вывести армию и защитить свои владения. Это было в идеале, а на самом деле, феодалы чаще всего заботились о собственных землях и замках, нежели о землях данных крестьянам.
Разделить все эти формы крестьянских повинностей можно смело разделить на четыре больших
– барщина;
– натуральный оброк;
– денежный оброк;
– другие повинности;
А теперь о каждой из названных категорий подробно.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 862
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11313-povinnosti-srednevekovyh-krestyan.html

Барщина

В целом, барщина – это труд крестьянина в пользу феодала, к которому обязывался каждый крестьянин, которому феодал дал земельный участок. Крестьяне были обязаны работать не только на своей земле, но также отрабатывать определенное количество времени на землях феодала, причем абсолютно бесплатно. Еще они должны были работать в хозяйстве, а также при строительстве дорог и при перевозке грузов. Число дней было четко зазначено, однако феодалы чаще всего не соблюдали это правило и пользовались крестьянами значительно чаще, чем можно было.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 548
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11313-povinnosti-srednevekovyh-krestyan.html

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2711
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/povinnosti_krestyan/

Натуральный оброк

Натуральный оброк – это особый вид повинностей, при котором крестьяне, жившие на земле феодала, должны были отдавать часть продуктов в пользу феодала. Крестьяне в обязательном порядке были обязаны проносить феодалу часть всего зернового урожая, а также и все остальное, что они выращивали на своей земле – овощи, фрукты. Кроме этого они должны были делиться продуктами животноводства – яйцами, птицей. Но и на этом феодалы не остановились, они также отбирали у крестьян сено, ремесленные изделия, дрова и другое.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 531
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11313-povinnosti-srednevekovyh-krestyan.html

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1940
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/povinnosti_krestyan/

Денежный оброк

Денежный оброк – повинность, которая была возложена на крестьян феодалами, суть которой полегала в денежных платежах в пользу феодала.

Крестьяне, у которых были ресурсы, должны были продавать их на рынках и ярмарках, а часть вырученных денег отдавать феодалам. В средневековье уже был достаточно большой процент избыточного продукта, что дало возможность вести торговлю меж поселениями, городами, а также государствами. Нужно сказать, что денежная система в средневековье была недостаточно развитой, поскольку крестьяне больше предпочитали не торговать, а обмениваться продуктами питания. Поэтому денежный оброк начал набирать обороты уже в позднее средневековье.

К другим повинностям можно отнести обязанности печь хлеб в хозяйстве феодала, ухаживать за его поместьем. Во Франции, например, крестьяне должны были давить виноград на пользу феодала.

Крестьяне в средневековой Европе не были полностью зависимыми от феодалов, как крестьяне в Восточной Европе, они не были рабами. Крестьянам даже разрешалось переходить с одной земли на другую, служить то у одного феодала, то у другого.

Крестьяне составляли около 90-95 % всего населения Европы, однако они не играли никакой политической роли в этом регионе. Вся власть принадлежала тем остальным 5-ти %.
Положение крестьян было значительно хуже, нежели мещан, которым разрешалось заниматься ремеслом. Крестьянами не было разрешено объединяться в цехи, это считалось очень благородной работой, и чтобы стать мастером нужны были годы обучения и деньги.

При необходимости крестьяне должны были взять в руки оружие и служить в армии, играть роль ополчения, которое бросалось в бой первым и особо не ценилось. В остальных же случаях крестьянам было строго запрещено владеть железным оружием, нарушение этого закона жестоко каралось судом феодала.

Как вывод, можно сказать, что крестьяне были основной категорией населения средневековой Европы, около 95%. На них была возложена задача (повинности): работать в пользу феодала, а также отдавать ему часть своего урожая и денег. Речь идет о четырех формах таких повинностей: барщина, натуральный и денежный оброк и другие повинности.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2149
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11313-povinnosti-srednevekovyh-krestyan.html

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 8891
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/11313-povinnosti-srednevekovyh-krestyan.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4090 (46%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 150 (2%)
  3. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/povinnosti_krestyan/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4651 (52%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Источник

Крестьяне | Формирование сословия зависимых крестьян

Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

В эпоху Великого переселения народов, когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, которые отправились в поход.

Поскольку земледельцам в неспокойную эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и признать себя зависимым от него. 

Иногда в зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и превратившихся в феодальную знать. Часто крестьян брал под покровительство монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе почти не осталось.

Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Таким образом, все крестьяне подразделялись на две группы:

  • поземельно зависимые крестьяне;
  • лично и поземельно зависимые (так называемые сервы или вилланы).

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

  • Крестьяне | Права и повинности

  • Общекрестьянские повинности.

    Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви – церковная десятина.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Особенности обязанностей сервов.

    Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой – несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов ) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века


    Права крестьян

    Несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. С развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с XII-XIV вв., судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.Крестьяне | Численность крестьян и их роль в обществе

    Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря – рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне – необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, – уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека – это молящиеся, руки – это воюющие, а ноги – это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Крестьяне | Народная культура

    Праздники. У многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лилось рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней Обычаи. Чтобы “нормальный ход вещей в мире не нарушался”, крестьяне прибегали к магии. Ближе к новолунию они устраивали обряды, чтобы “помочь луне восстановить её сияние”. Конечно, особые действия были предусмотрены в случае засухи, неурожая, затянувшихся дождей, бури. Тут и священники нередко участвовали в магических обрядах, кропя святой водой поля или иными средствами, кроме молитвы, стараясь подействовать на высшие силы. Влиять можно не только на погоду. Зависть к соседу могла породить желание всячески навредить ему, а нежное чувство к соседке – приворожить её неприступное сердце. В колдунов и колдуний верили ещё древние германцы. И в средние века чуть ли не в каждой деревне можно было найти “специалиста” по наведению порчи на людей и скот. Но не редко эти люди (пожилые женщины) ценились односельчанами за то, что умели лечить, знали всяческие травы и злоупотребляли без особой нужды своими вредоносными способностями: Устное народное творчество. Всевозможная нечисть часто упоминается в сказках – одном из самых распространённых видов устного народного творчества (фольклора). Помимо сказок в деревнях звучали многочисленные песни (праздничные, обрядовые, трудовые), сказки, поговорки. Наверное, знали крестьяне и героические песни. Во многих рассказах действовали животные, в поведении которых легко угадывались человеческие черты. По всей Европе пересказывали истории о хитром лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и могучем, капризном, но порой простоватом царе зверей – льве Нобле. В 12 веке эти истории свели вместе и переложили на стихи, получилась обширная поэма – “Роман о Лисе”. Уставшие от трудов крестьяне любили рассказывать друг другу всевозможные байки о сказочной стране. Особенности крестьянского христианства. Также в Западной Европе боялись оборотней (у германских народов назывались “вервольвы”- человековолки). Умершему святому отрезали руки, чтобы использовать их как отдельные реликвии. Крестьяне широко использовали всевозможные обереги. Обереги могли быть словесными, вещественными или представлять магическое действие. Один из самых распространённых в Европе до сих пор “вещественных оберегов” – это подкова, прикреплённая у входа в дом. Христианские реликвии, по общему мнению, тоже могли служить талисманами, исцелять от недугов, защищать от порчи.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Крестьяне | Быт крестьян

    Жилище

    На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и

     когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом – в одной избушке.Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 – 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Питание

    Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза – утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере – говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах – баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством. 

    В средневековой Европе много пили, на юге – вино, на севере – до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель – пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине. 

    Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Одежда

    До XII – XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны – брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса – блио. В XII – XIII вв. распространяются длинные чулки – шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ – простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула – плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

    В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов — серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок , в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

    На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

    В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда – котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.

    Повинности крестьян в пользу феодала в средние века

    Орудия труда

    Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.

    Источник