После смерти смерда ивана его наследство перешло в пользу князя

После смерти смерда ивана его наследство перешло в пользу князя thumbnail

“Русская Правда” принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. По времени своего возникновения она является древнейшим памятником славянского права, целиком основанным на судебной практике восточных славян. “Русская Правда” возникла целиком на русской почве и была результатом развития русской юридической мысли X -XII веков.

В состав “Русской Правды” входят: “Правда Ярославичей” (около 1072 г.), “Устав Владимира Мономаха” (1113 г.), “Краткая Правда”, “Пространная Правда” и другие юридические памятники.

В Киевской Руси как во всяком классовом обществе, наследственному праву принадлежала большая роль. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. Уже договор с Византией 911 года различал наследование по завещанию и по закону: приоритет наследования по завещанию с обеспечением законной долей членов семьи. Право родни на долю штрафов в случае убийства закреплено в статье 4 договора с Византией 911 года. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном, договор рисует картину развитого наследственного права, где действует первенство завещания над законом. Статья 13 гласит “Если кто из русинов умрет, не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имущество идёт тому, в пользу кого составлено завещание”.

Это различие закреплялось и в Русской Правде.

Споры о наследстве возникали довольно часть, и Уставы церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию. Но поскольку положение церкви в это время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо, во избежание коллизий языческих обычаев и христианских установок индивидуализированной семьи.

Нормы на наследования имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно. Институт наследования в Русской Правде – один из наиболее разработанных.

В Русской Правде идёт речь об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. По мнению нескольких исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии “вервь”, т.е. коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежей “дикой виры”. Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли вкладываться в общую виру, не будучи родственниками. В статьях о “верви” подразумеваются коллективы родственников.

В Пространной Правде вопросам наследования посвящен особый раздел (ст. 90- 95, 98-106, 108). Две первые статьи (ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов, имущество умершего, не оставившего сыновей, переходит к князю, дочерям до замужества выделяется часть на приданное.

Когда простолюдин умрет бездетен, то все его имение взять в казну; буде остались дочери незамужние, то им дать некоторую часть оного. Но князь не может наследовать после бояр и мужей, составляющих воинскую дружину: если они не имеют сыновей, то наследуют дочери” Российское законодательство в 10-20 веках. Т.1. М. 1984-с.98. .

Первая половина статьи 90 дает полное право князя на наследство умершего смерда. Это говорит о том, что смерд вообще не мог иметь наследства своего имущества. Это положение – “право мертвой руки”. Если его имуществом распоряжается хозяин, то перед нами не только свободный общинник, но и не вполне феодально-зависимый крестьянин: его положение напоминает холопа, посаженного на пекулий. Это предположение подтверждается анализом статьи о “смердьем коне”. Ведь если конь давался смерду князем, да и землю смерд получал от него же, то совершенно естественно, что именно князь должен был распоряжаться наследием смерда. Основным нововведением в наследственном праве смердов сводилось к признанию того, что в случае его смерти его наследство должно переходить только к его сыновьям, а дочери получают только выделения.

Это означает, что смерд, прикрепленный к земле получал во владение средства производства, т.е. становился феодально-зависимым крестьянином. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества 12-13 веков. М. Наука. 1982 с.72.

В тоже время среди дружинников и бояр действовал иной принцип: наследство князю не идёт, его наследуют дочери. Здесь видим законное, важное преимущество чиновников воинских.

В остальных случаях регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального хозяйства.

Статья 92 гласит: “Завещание умершего исполняется в точности. Вуде он не изъявил воли своей, в таком случае отдать все детям, а часть в церковь для спасения его души”.

Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст. 93, 95).

Дети от первой жены имеют право на часть имущества, принадлежащего матери (ст. 94). “Вдова берет, что назначил ей муж; впрочем, она не есть наследница. Дети первой жены наследуют ее достояние или вено, назначенное отцом для их матери. Сестра ничего не имеет, кроме добровольного приданого от своих братьев“.

Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст.98).

Вероятно, духовенство с самого начала старалось полагать различие между законными и незаконными детьми, но сомнительно, соблюдалось ли строго это различие во времена Ярослава. Любопытно, что устав обращает внимание на детей от рабов, признает их, хотя и совершенно: хотя лишает их наследства, однако дает им свободу вместе с матерью. Полное признание незаконности их не допустило бы устав обратить на них внимание.

Если будут дети разных отцов, но одной матери, то каждый сын берет отцовское. Если второй муж расхитил имение первого и сам умер, то дети его возвращают детям первого, согласно показаниям свидетелей. Во всех случаях “двор” переходит младшему сыну (ст.100), как менее способному к самостоятельному существованию. “Двор отеческий всегда без раздела принадлежит меньшему сыну – как юнейшему и менее других способному наживать доход”.

Имущество малолетних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник – опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. “Ежели останутся дети малолетные, а мать выйдет замуж, то отдать их при свидетелях на руки ближнему родственнику с имением и с домом; а что сей опекун присовокупит к оному, то возьмет себе за труд и попечение о малолетних; но приплод от рабов и скота остается детям. За все утраченное платит опекун, коим может быть и сам вотчим”.

“Если жена, дав слово остаться вдовою, проживет имение и выйдет замуж, то обязана возвратить детям все прожитое. Но дети не могут согнать вдовствующей матери со двора или отнять, что отдано ей супругом. Она властна избрать себе одного наследника из детей или дать всем равную часть. Ежели мать умрет без языка или без завещания, то сын или дочь, у коих она жила, наследуют все ее достояние”.

Право наследования смердов противопоставляется наследованию бояр и простолюдинов, а не сливается с ними.

Возникновение права наследства связано не только с общностью дома, труда, хлеба и имения, оно также связано с правом и обязанностью взаимной защиты. Эту последнюю черту встречаем и в западном и в русском средневековом праве. Русская Правда относительно смерда говорит не о земле, а о “статках” выморочных.

Главный источник для заключения выводов о положении смерда – Правда Ярославовичей и некоторые статьи Пространной Правды. Вся Правда Ярославовичей носит однородный характер в существенном содержании – это Правда княжья. Она вообще говорит о княжьих доходах, но при чем тут смерд и “уроци смердом”? Место, которое смерды занимают в Правде Ярославовичей – ценное пояснение к обязанности новгородского князя “блюсти смердов”.

По изложенному представлению об отношениях между князем и смердами эта часть населения входит в состав тех элементов, из которых слагалось особое “княжое общество”, социальный организм особого уклада, служивший опорой самостоятельному положению князя в земле-княжении. В этой связи становится понятным и право князя на выморочное имущество смерда, принципиально тождественное с его правом на наследство дружинника-огнищанина или изгоя.

Все это говорило о классовом характере защиты права собственности по Русской Правде. Такой порядок наследования обеспечивал имущественное право всех членов семьи и просуществовал до того момента, когда к наследованию стали допускаться женщины. Одновременно устанавливалась зависимость благополучия детей мужского пола от сохранения матерью средств существования. В некоторых сферах наследственного права Русская Правда соотносится с областью церковной компетенции.

3. В 1715 г. помещик Корней Прокофьев, умирая, завещал разделить свою вотчину (200 крестьян и 1500 десятин земли) поровну между тремя своим сыновьями. Старший сын Прокофьева Иван подал в суд челобитную, в которой опротестовал завещание отца. Имеет ли Иван Прокофьев шанс выиграть дело? Каким будет решение суда в данном случае?

Шансов выиграть дело он не имеет. В соответствии со ст. 13 главы XVII “О Вотчинах” Соборного Уложения 1649 года: “А будет после которого вотчинника вотчина его дана будет детем его, сыновьям двум, или трем человеком вопче, и им тою вотчиною владеть всем, а ни одному без одного тоя вотчины не продать, ни заложить” следует, что вотчина должна принадлежать всем троим братьям поровну, и ни одному из них не дано право её целиком продать или заложить.

А из ст. 14 “А будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем его сыновьям двум же или трем человеком вопче, и один из них тоя отцовския вотчины свой жеребей, для своих недостатков, похочет продать, или заложить, и ему тот свой вотчинной жеребей продать или заложить вольно. А будет братия его тоя отцовский вотчины с ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их велел у них за тот брата их вотчинной жеребей взяти брату их деньги, и у них за тот вотчинной жеребей велеть брату их взяти деньги, по оценке, чего та вотчина стоит” можно сделать вывод, что если кто-то из братьев захочет свою долю продать, а другие братья не захотят вотчину разделять, то они могут выкупить эту долю.

Таким образом, суд признает завещание действительным.

Источник

1. Купец Василько, житель древнего Киева, взял заем в 10 гривен у купца Дружины под определенный процент сроком на 3 месяца. Но в пути весь его закупленный товар был захвачен разбойниками, что привело его к банкротству.

Неплатежеспособный купец Василько, житель древнего Киева, взял заем у заезжего гостя – чужеземца и вовремя не возвратил его.

Вопрос: Какие последствия ожидают в 1-м и 2-м случаях купца Василько по Русской Правде?

Для решения казуса необходимо рассмотреть основные положения Русской Правды относительно обязательственного права, в частности, договора займа.

2. Купец Андрейко взял взаймы деньги у своего “сотоварища” для закупки заморских товаров. По пути на родину речной купеческий караван подвергся нападению “лихих” людей и был разграблен. Самому же Андрейко и его компаньонам удалось спастись. Однако все они стали банкротами.

Вопрос: Каковы последствия ожидают купца Андрейко:

1) если бы он был жителем Древнего Киева?

2) если бы это произошло во второй половине XVII века в Московской Руси?

В казусе проанализируйте изменения в обязательном праве, произошедшие со времен Русской Правды до Соборного Уложения 1649 года.

3. Зимой 7161(1654) года вологодский купец Онуфрий Степанов, торгующий в Москве, решил сократить свой путь в “первопрестольную” примерно на 150 верст, направив свой обоз из 10 саней с товаром через вотчины бояр Мещерских и Милославских. По взаимному уговору с крестьянами дворянина Игнатьева, везущих оброк в Москву к барину, купец выдал себя за их приказчика, пристроив свой обоз к обозу крестьян.

Вопрос: Чем вызваны такие предосторожности купца? Каковы были бы последствия для него, если бы обман обнаружился?

Приступая к решению казуса, проанализируйте социально-экономическое развитие России в ХVII в., в частности, развитие товарно-денежных отношений. Это нашло отражение в статьях Соборного уложения 1649 г., без развернутой характеристики которого Ваш ответ был бы неполным. В то же время Соборное уложение зафиксировало положение различных социальных групп, сословий общества: крестьян, дворян, бояр, купечества. Решение казуса позволяет на конкретном примере понять данную проблему. При этом следует обратить внимание на статьи 1–1 в IХ главе Уложения.

4. В Соборном уложении 1649 г. в гл. III: “А буде кто на государеве дворе, на Москве и в объезде, учинит ходить с пищалями и луками, хотя и не для стрельбы, и ни тог оружия никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити кнутом и вкинуть на наделю в тюрьму“.

Проанализируйте данную статью Соборного уложения.

Вопрос: Какие принципы заложены в этом русском средневековом кодексе? Какие конкретные события заставили законодателей принять столь суровые санкции по незначительному поступку?

При решении задания следует дать характеристику общественного строя московской Руси в ХVII в., роль и место царя в государственной системе общества, показать обострение социальных противоречий по мере укрепления крепостничества.

5. В 1651 году холоп князя Телятьевского Ивашко вернулся домой в Москву из Крыма, где он пребывал в плену у “басурман” (татар).

Вопрос: Мог ли рассчитывать Ивашко на освобождение от холопского состояния себя и своей семьи? Если мог, то в каком случае?

При решении казуса следует охарактеризовать положение холопов в средневековой Руси. При этом необходимо отметить, что в Соборном уложении 1649 года нашла отражение тенденция: с одной стороны, повышение статуса холопа до феодально-зависимого крестьянина, а с другой – понижение статуса последнего до крепостного. Конкретный ответ на поставленные вопросы можно найти в гл. ХХ Соборного уложения.

6. Купец Степан по прозвищу Шилохвост взял взаймы у своего “сотоварища” деньги, якобы для закупки оптом заморских товаров. Однако он ударился в загул и, как говорится, спустил все эти денежки.

Вопрос: Каковы были бы последствия злостного банкротства для купца, будь он:

1) жителем Древнего Киева;

2) жителем Москвы середины ХVII века?

Во втором случае проанализируйте изменения, произошедшие в отечественном праве по отношению к обязательствам договоров, в частности, договора займа со времени Русской Правды до Соборного уложения 1649 года (См.: ст.206 , гл. Х Соборного уложения).

7. Этот случай имел место в одном из церковных приходов в 70-х годах ХIХ века. Дьячок Ново-Никольской церкви, как поговаривали в народе, любил бражничать. За это его недолюбливал церковный староста.
Однажды последний уличил дьячка в похищении двух рублей из церковной кружки, куда собирались мелкие монеты пожертвователей на “храм господень”. Дело получило огласку.

Вопрос: Какой суд рассматривал дело дьячка? Какое он мог вынести решение?

Для ответа на казус вам следует внимательно изучить материалы судебной реформы 1864 г. и принятые в ходе ее проведения документов. Наиболее полно они изложены в книге “Российское законодательство Х–ХХ вв”.

8. Зажиточный крестьянин Козьма Демьянов, житель нечернозёмной полосы России, тяготевшийся опекой (“cтеснением”) общины, решил из неё выбыть.

Вопрос: Каким образом он мог осуществить задуманное, если бы это было после крестьянской реформы 1861 года?

ТЕСТЫ

Выберите правильный ответ:

1. Государственный строй Киевской Руси –

а) абсолютная монархия;

б) феодальная монархия;

в) раннефеодальная монархия;

г) военная демократия.

2. Древнерусское государство с центром в Киеве было образовано

а) в 862 г.;

б) в 882 г.;

в) в 980 г.;

г) в 1054г.

3. Татьба, по Русской Правде, – это

а) избиение;

б) убийство;

в) кража;

г) одна из стадий судебного процесса.

4. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено

а) в Правде Ярославичей;

б) в Суде Ярослава;

в) в Уставе Мономаха;

г) в Новгородской судной грамоте.

5. В каких источниках права определялась юрисдикция церковных органов и судов?

а) в обычаях;

б) в договорах Руси и Византии;

в) в церковных уставах князей Владимира и Ярослава;

г) постановлениях церковных соборов.

6. Какая категория населения Киевской Руси не могла выступать в судебном процессе в качестве одной из сторон?

а) холопы;

б) смерды;

б) закупы;

г) тиуны.

7. Кому в Древней Руси было разрешено передавать наследство дочерям при неимении сыновей?

а) князьям и боярам;

б) всем свободным людям;

в) боярам и всем свободным людям, кроме смердов;

г) смердам.

8. Вира, по «Русской Правде», – это:

а) денежный штраф за воровство;

б) вид судебного испытания;

в) денежный штраф в пользу князя за убийство;

г) денежный штраф в пользу родственников за убийство.

9. Послух – это:

а) истец в судебном процессе;

б) княжий слуга;

в) свидетель в суде Древнерусского государства;

г) послушник в монастыре.

10. Уголовное преступление по «Русской Правде» называлось:

а) облихование;

б) обида;

в) мерзкое дело;

г) душегубство.

11. Совет старейшин, вечевые собрания, дворцово-вотчинная система исполнительной власти – это атрибуты монархии:

а) абсолютной;

б) раннефеодальной;

в) сословно-представительной;

г) теократической.

12. После смерти смерда Ивана его наследство перешло в пользу князя, несмотря на то, что у него было две дочери. Правильным было решение суда или нет?

а) да, потому что по законам «Русской Правды» наследство смерда переходило в пользу князя, если у него не было сыновей, а дочери получали на прожиток, если не были замужем;

б) да, потому что наследство смерда всегда переходило в пользу великого князя;

в) нет, потому что наследство смерда, если не было сыновей, должно было перейти к старшей дочери:

г) нет, потому что имущество смерда после его смерти всегда переходило общине.

13. Принятие решений на вечевых собраниях в феодальных республиках происходило:

а) поднятием рук;

б) расходились по сторонам;

в) криком;

г) тайным голосованием.

14. Оспода в феодальных республиках Новгорода и Пскова – это:

а) президиум вечевого собрания;

б) военная организация;

в) церковная организация;

г) совокупность политических полномочий князя.

15. Свод, заклич, гонение следа – это:

а) судебные испытания по «Русской Правде»;

б) элементы охоты великого князя на зверей;

в) стадии судебного процесса по «Русской Правде»;

г) наказания, предусмотренные Новгородской судной грамотой..

16. Уезд – стан – волость. Это административно-территориальное деление русского государства:

а) XII-XIII вв.;

б) XIV-XVI вв.;

в) XVIII-XIX вв;

г) XII – XVIII вв.

17. Система управления в русских княжествах в период феодальной раздробленности –

а) вотчинная;

б) дворцово-вотчинная;

в) десятичная;

г) приказно-воеводская.

18. Местное управление до середины XVI в. основывалось на:

а) сборе налогов;

б) системе кормлений;

в) исключительно на самоуправлении;

г) жёсткой подчинённости местных органов центральным.

19. В каком документе закрепляются права землевладельцев на беглых крестьян?

а) Соборное уложение 1649 г.;

б) переписные книги;

в) Стоглаве 1550 г.;

г) Домострой.

20. Какой правовой акт впервые установил правило «Юрьева дня»?

а) Судебник 1497 г;

б) Судебник 1550 г.;

в) Соборное уложение 1649 г.;

г) Стоглав 1550 г.

21. Первый кодекс централизованного Московского государства:

а) Судебник 1497 г.;

б) Судебник Ивана IV;

в) Соборное уложение 1649 г.;

г) разрядные книги приказов.

22. Какие из перечисленных ниже приказов имели судебно-полицейский характер?

а) пушкарский, стрелецкий;

б) разбойный, земский;

в) разрядный, поместный;

г) приказ казанского дворца.

23. Земские Соборы ХVI – ХVII веков – это отражение особого пути развития Русского государства в период феодализма. Да или нет?

а) да, потому что подобных органов власти не существовало в этот период в других странах мира;

б) да, потому что русские цари были более демократичными;

в) нет, это закономерный этап развития феодализма. Сословно-представительные органы существовали в этот период и в других странах Европы.

24. По Соборному уложению 1649 г. происходит:

а) сближение правового положения вотчинников и помещиков;

б) наоборот, усиливается различие между вотчинником и помещиком;

в) ослабевает правовое положение бояр и дворян и усиливается правовое положение городского населения.

25. «Белые слободы» – это поселения:

а) где жили только русскоязычные;

б) расположенные на землях церкви и монастырей;

в) где население освобождалось от посадского тягла и повинностей.

26. Заповедные лета и урочные лета – это:

а) особые церковные праздники;

б) кода запрещалось собирать Земские Соборы и не действовали земские и губные избы.

в) когда не действовал Юрьев день и определялся срок розыска беглых.

27. Приказы ХVI – ХVII веков – это органы:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) местного самоуправления.

28. Окончательное уравнивание статуса вотчин и поместий произошло:

а) по Указу о престолонаследии 1722 года;

б) по Указу о единонаследии 1714 года;

в) по Табелю о рангах 1722 года.

29. «Лихое дело» – это:

а) уголовное преступление по Русской Правде;

б) преступления, нарушения установленных норм, предписаний и воли государя по Судебнику 1497 г.;

в) должностное преступление по Соборному уложению 1649 г.

30. Святейший Синод в ХVIII веке – это высший:

а) законосовещательный орган;

б) орган исполнительной власти;

в) орган, ведавший делами церкви.

31. Гражданское и процессуальное право эпохи абсолютизма:

а) регламентировало права и обязанности дворян;

б) носило сословный характер;

в) полностью игнорировало интересы купечества.

32. Основная черта развития общественного строя в России в XVIIIв.:

а) консолидация дворянства;

б) наделение привилегиями духовенства;

в) быстрый рост буржуазии.

33. В правовой системе Российской империи в первой половине XIX в.:

а) произошли незначительные изменения, связанные, главным образом, не с содержанием права, а с его формой (систематизация права);

б) появились принципиально новые правовое источники;

в) было издано несколько отраслевых кодексов.

34. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. освобождало от телесных наказаний:

а) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан;

б) дворян и лиц духовного звания;

в) дворян, лиц духовного звания, почетных граждан, купцов первых двух гильдий.

35. “Конституция ” Никиты Муравьева устанавливала в России:

а) республиканский строй, ликвидировала институт крепостничества, наделяла крестьян землей;

б) избирательную систему, основанную на всеобщем избирательном праве, но сохраняла монархию;

в) конституционную монархию с федеративным устройством, вводила цензовое избирательное право.

36. Табель о рангах предусматривал следующие способы приобретения дворянства:

а) в силу рождения или в награду за долголетнюю военную службу;

б) пожалование царя, заключение брака с с дворянином (дворянкой);

в) выслуга лет, получение ордена, пожалование царя.

37. Нормативный материал в ПСЗ был расположен:

а) по отраслевому принципу;

б) по пандектной системе;

в) по системе, разработанной Сперанским.

38. По Своду законов завещательного права были лишены:

а)несовершеннолетние, невменяемые, ссыльные;

б) несовершеннолетние, невменяемые, монахи, лица, лишенные всех прав состояния, самоубийцы;

в) несовершеннолетние, невменяемые, монахи, жены при живых мужьях.

39. В состав шляхетства при Петре I входили:

а) все служилые люди, имевшие вотчины или поместья;

б) представители старой родовой аристократии;

в) иностранцы, состоящие на государственной службе.

40. «Русская Правда» П. Пестеля предполагала:

а) уничтожение самодержавия, перенос столицы в Нижний Новгород, отмену помещичьей собственности на землю, предоставление независимости национальным окраинам России;

б) созыв Учредительного собрания, уничтожение сословного строя и самодержавия, наделение крестьян землей на праве частной собственности;

в) провозглашение России конституционной монархией и созыв парламента, введение всеобщего избирательного права.

41. Сенат возглавлял:

а) министр; б) товарищ министра; в) генерал-прокурорр.

42. Государственный совет в 1699 году посоветовал Петру I ввести празднование Нового года с 1 января 1700 года. Соответствует данное решение действительности или нет?

а) да, потому что Государственный Совет был законосовещательным органом при императоре;

б) нет, т.к. на Руси до Х1Х века Новый год праздновали в сентябре;

в) нет, т.к. Государственный совет был создан только в 1810 году.

43. Сенат в первой половине ХIХ века изменил свои функции. Он стал:

а) высшим судебным органом власти;

б) высшим органом исполнительной власти;

в) высшим законосовещательным органом при императоре.

44. Земские собрания как органы местного самоуправления по реформе 1864 года были созданы в:

а) губерниях и уездах;

б) губерниях, уездах, волостях;

в) уездах, волостях городах, селах.

45. Земская управа в уезде – это:

а) полицейский участок;

б) налоговая полиция;

в) исполнительный орган местного самоуправления.

46. С 1906 года Государственный совет становится:

а) высшим судебным органом власти;

б) высшим органом исполнительной власти;

в) верхней палатой Государственной Думы.

47. 3 июня 1907 года царь распустил:

а) III Государственную Думу;

б) IV Государственную Думу и был принят новый избирательный закон;

в) II Государственную Думу и был принят новый избирательный закон.

48. Аграрная реформа П.А. Столыпина предоставляла:

а) право выхода крестьян из сельской общины, право получать ссуды в Крестьянском банке, право переселяться на восток на новые земли;

б) право выхода из сельской общины, право передела помещичьих земель, право приобретения помещичьих земель через Крестьянский банк;

в) право выхода из сельской общины, право переселения на запад на новые земли, право передела помещичьих земель.

49. На местах представителями Временного правительства были:

а) уездные исправники;

б) губернские и уездные комиссары;

в) председатели местных партийных комитетов меньшевиков и эсеров.

50. Первой политической партией России по срокам появления была:

а) партия социалистов-революционеров;

б) Российская социал-демократическая рабочая партия;

в) «Союз 17 октября».

Источник