Красота и польза в музыке

Красота и польза в музыке thumbnail

Красота в музыке
Из нашей концепции эмоций с неизбежностью, как у Раневской, следует: если у человека есть восприятие звуков, то мозг выделит звуковые обобщения, часть из которых окажется достаточно сильно эмоционально окрашена. Все как всегда, если какой-то звуковой образ чаще встречается в контексте положительных переживаний, то он сам начинает вызывать состояние «хорошо», если в контексте отрицательных то состояние «плохо». Естественно, что раз формируются эмоции, связанные с оценкой различных звуков, то человек научится воспроизводить эти звуки отдельно от их смысла и будет получать от этого удовольствие. Так, собственно, и родилась музыка. Попробуем перечислить основные лазейки, которыми музыка «взламывает» наш мозг:

Интонации речи

Главное, что определяет воздействие музыки, — это узнавание в ней интонаций, свойственных человеческой речи. Музыка вызывает те же эмоции, что и соответствующим образом интонированная речь. По этим интонациям мы легко определяем — веселая музыка или грустная, агрессивная или успокаивающая. Отсюда — связь музыки и текста песни, когда музыка неким волшебным образом «повторяет» звучание текста.

В качестве примера сказанному. Вспомните национальную французскую, немецкую, китайскую музыку и то, как она удивительно похожа на речь, звучащую на соответствующем языке.

Все наши предыдущие рассуждения о гармонии полностью применимы к музыкальной гармонии и, собственно, объясняют ее происхождение. Те обобщенные правила и закономерности, что наш мозг выделяет в речи, именно они и составляют основу гармонических правил музыки. В музыкальной гармонии выделяют три категории:

«Согласное» звучание звуков образует первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу.
Другой категорией гармонии является звукоряд, который определяет интервальные отношения членов звукового ряда.
Форма, в которой разворачивается во времени и частотном пространстве звукоряд, определяет такую категорию гармонии, как лад.
Постоянно имея дело с речью, каждый человек приобретает опыт того, как должна звучать «правильная» речь. Это формирует представление о гармонии правильности речи, которое распространяется и на музыку. Тут можно выделить те же три составляющих, что и в музыке:

Частотные особенности человеческого голоса. Какие соотношения частот характерны для голосовых связок человека, а какие нет.
Интервальные особенности. Характерные для речи временные интервалы, которыми описывается структура фраз.
Модулирование звучания фразы, которое определяет ее интонацию. То, как выглядит структура ударений, то, чем отличается монотонный текст от эмоционально интонированного.
Соблюдение гармонии правильности позволяет не допустить фальшивого звучания. Наше восприятие фальши в музыке имеет точно такую же природу, как и восприятие исковерканной речи.

Вся музыка пронизана параллелями с человеческой речью. Например, человеческие голоса делятся на четыре регистра по высоте: сопрано, альт, тенор и бас. Доступные диапазоны нот для многих инструментов совпадают с диапазонами голосов. Для струнных инструментов: сопрано — скрипка, меццо — альт, тенор — виолончель, бас — контрабас. В группе деревянных духовых в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных инструментов: труба, валторна, тромбон, туба. Одну и ту же мелодию могут исполнять различные инструменты в различных тембровых диапазонах, точно так же как одну и ту же фразу с одной и той же интонацией могут произносить разные по высоте голоса.

Источник

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явле­ний и др. Красивое всегда гармонич­но, ему присуще чувство меры. Не слу­чайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искус­ство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привиле­гия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разгра­ничения не существует, так как искус­ство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебе­ли, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танце- вальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо­жественных произведений. Такое вза­имопроникновение обеспечивает гар­монию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпи­зоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глу­бокой древности до наших дней.

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.

Античный философ Сократ (V в. до н. э.) считал красивым то, что наилуч­шим образом соответствует своему назначению. На основании этого ут­верждения он, не отличаясь привлека­тельной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказы­вал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».

И в последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. вос­хищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.

В эпоху барокко искусство отра­жало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и много­образный внутренний мир. В живопи­си, скульптуре, музыке получила воп­лощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые фор­мы искусства.

В «Высокой мессе» И.-С. Баха дра­матургия основана на раскрытии кон­трастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробужда­ют величие духа и устремленность к активному действию.

Сцены заурядных или даже траги­ческих событий, которые в обычнойжизни далеки от представлении о прекрасном, в художественном воплощении обретают вы­сокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, пережи­ванию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.

Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыка- ленном, озвученном быте. Легкая, развлекатель­ная музыка стала основой музыкального раци­она, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке от­носитсяшлягер— модная песенка танцеваль­ного характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания. В жизни происходит преувеличение ути­литарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художест­венные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка ис­пользуется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздо­ровлять человека.

Издавна музыка понимается как средство уп­равления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, кото­рые легко делаются самостоятельными по отно­шению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.

Шлягер (нем. Schlager) обозначает при­мерно то же, что имеется в виду в ан­глийском bestseller(ходкий, хорошо продающийся товар) — модная книга, или в английской метафоре hit(попа­дание — гвоздь сезона, хорошо прода­ющийся диск).

1. Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие худож­ники работали в этих жанрах?

2. Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содер­жания которых является повседневная жизнь.

3. Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?

Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит».

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Органный зал «Костел», город Иркутск

«Музыка имеет силу зло превращать в добро, а добро побуждать вредить» (Уильям Шекспир).

Сила музыки безгранична, она может как повысить уровень интеллекта и скорость работы мозга (классическая музыка) так и привести к деградации (клубная музыка).

Звуки влияют на нас, преобразуясь через ушные раковины в нервные импульсы, они могут нас исцелять или медленно убивать.

В древнем Египте под музыку принимали роды, в древней Индии использовали для заживления ран, лечил с помощью музыки медик Авиценна, а хирург Петровский использовал ее при проведении операций.

Но сегодня современная музыка не обладает такими целебными свойствами, а отдельные ее жанры программируют нас на агрессию и саморазрушение. Она рождает пагубные страсти, которые обеспечивают падение человека.

Также, агрессивная среда в городе создает патологический звуковой фон, который отрицательно воздействует на нервную систему.

Механизм действия музыки

Эмоции, которые вызывает музыка, приводят к гормональным и биохимическим изменениям в организме. Музыка способна организовать и реорганизовать нервные связи в мозгу, повлечь мощные изменения в эмоциональном состоянии.

Также огромное значение имеет то, о чем поют. Помните в фильме «Тайна воды», нам показывали, как плохие и хорошие слова меняют ее структуру, кристаллы воды принимали формы красивых снежинок или безобразные формы, а ведь мы на 80 % состоим из воды.

При этом совершенно не важно на каком языке поют – Ваша вода и Ваше подсознание знают все языки.

Музыка захватывает воображение, она может заставить быстрее двигаться человека в том направлении, в котором он уже двигался или изменить это направление.

Она способна передавать не только информацию, но и состояния (агрессии, умиротворения, творческого подъема и даже может заставить человека почувствовать себя больным), в зависимости от жанра и даже от того в каком состоянии прибывал композитор, который ее сочинял.

Негативная музыка (мрачная зловещая) – Хеви Ментел, Рамштайн, Металлика, Кисс, Хард Рок и др. Обладает очень мощным воздействием на человека, своеобразный гипноз, власть над подсознанием овладевающая намерениями и поступками. Особенно опасна для неустойчивой подростковой психики, склонной к неосознанной жестокости. После концертов данных групп часто происходят акты вандализма и бессмысленного разрушения.

Еще один интересный факт подтверждающий негативное действие, является эксперимент, в ходе которого курицам несушкам включали три вида музыки. При прослушивании классики, они неслись еще больше, при прослушивании попсы, также, а при тяжелом роке и вовсе переставали нестись.

Защищают такую музыку только те, кто ее исполняют, делают на ней деньги или любят послушать. Если Вам она нравиться, это говорит о наличии в вашем подсознании негативных программ, которые Вас разрушают, от них необходимо избавляться.

Рэп – зомбирует не только словами, но и специфическими жестами. Особенно опасен бандитский реп, который программирует подростков на аморальные поступки.

Классическая музыка (Моцарт, Вивальди, Бетховен, Бах и др.) – способна восстановить физические силы, снять стресс, повысить настроение и вдохновить. Она упорядочивает и настраивает психику, заставляет нас думать.

Обладая целебными свойствами, она помогает быстрее восстанавливаться людям даже после инсультов. Она повышает иммунитет, делает нас сильнее. Если ребенку с малых лет включать классику, то он вырастит сильным, здоровым и психически устойчивым человеком.

Под ее звуки лучше несутся куры, быстрее растут огурцы, а домашние растения исцеляются от болезней (лично у меня перестал болеть куст алоэ и все цветы начали бурно расти).

Всякий раз возвращаясь с работы домой, включайте не телевизор (который только забирает Вашу энергию) и диск с классической музыкой. Лично я ее слушаю, когда еду в авто, убираюсь в доме, готовлю еду, рисую и пишу эти статьи.

Спокойная музыка (тайские мелодии) – не даром используются в массажных салонах Азии, она расслабляет мышци и успокаивает нервную систему, человек становится гармоничным и умиротворенный. Полезно прослушивать перед сном – своеобразный сигнал к отдыху и расслаблению.

Древние говорили, что музыка, это самый мощный фактор влияния на человека.

В Америке на территории парка, где часто происходили нападения на граждан, через колонки на всей его территории начали включать симфонии Моцарта, Бетховена и Баха. Количество преступлений резко снизилось.

Если Вы хотите, чтобы на территории парка, сквера, площади или даже всей территории Вашего города тоже начали включать классическую музыку, через систему акустики, которая везде установлена (ее используют при проведении парадов на 1 мая), пишите об этом в мэрию и областную администрацию.

При большом количестве обращений местные власти исполнят волю народа, это даст колоссальный эффект спокойствия и умиротворения во всем городе (даже бродячие собаки станут менее агрессивными и перестанут нападать на граждан).

Как писать — заходите на официальный сайт мэрии города (у всех органов власти есть официальный сайт) в меню ищите раздел Обратная связь или Интернет приемная,; вводите Ваши данные и предложение или жалобу на что-либо в городе. Письмо обрабатывается автоматически, имеет силу бумажного документа и обязательно к рассмотрению. Через несколько недель получите официальный ответ.

Ученные доказали, что наши клетки воспринимает акустическую информацию и реагируют на нее. Так давайте воздействовать на них той музыкой, которая идет нам во благо.

Чаще слушайте классическую музыку и ходите на концерты и в театр (там играет живая музыка), ведь ни одно техническое устройство не способно передать всю красоту и силу воздействия живой музыки.

Сходите на концерт в этот прекрасный день, и Вы увидите в каком хорошем состоянии бодрости вернетесь с него.

А что поможет нам избавляться от негативных программ, так это духовные практики – молитва, медитация, молчание, отказ от еды и асаны йоги, читайте об этом в моих статьях:

«Однодневное голодание»,

«Молчание – мощная духовная практика»,

«Медитация – ключ к долгой и здоровой жизни»,

«Молитва нас исцеляет – это научный факт»,

«Практика благодарности ведет к изобилию и благополучию»,

«Во благо Всем, практика служения дает нам энергию»,

«Лучшая тренировка это — йога».

А также, чтение Священного писания:

Читать Псалом 90 — главная охранительная молитва,

Читать Псалом 139 — сильная защита от негатива,

Читать Псалом 148 — наполнение Души Божественной Благодатью,

Читать Заповеди Божии.

Благодарю за внимание! Если Вам понравилась данная статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Женские радости». Будет еще много чего полезного и увлекательного (в том числе информации по саморазвитию, правильному питанию, уходу за своим телом и многому другому).

С уважением! Елизавета Гричан.

Красота в музыке
Из нашей концепции эмоций с неизбежностью, как у Раневской, следует: если у человека есть восприятие звуков, то мозг выделит звуковые обобщения, часть из которых окажется достаточно сильно эмоционально окрашена. Все как всегда, если какой-то звуковой образ чаще встречается в контексте положительных переживаний, то он сам начинает вызывать состояние «хорошо», если в контексте отрицательных то состояние «плохо». Естественно, что раз формируются эмоции, связанные с оценкой различных звуков, то человек научится воспроизводить эти звуки отдельно от их смысла и будет получать от этого удовольствие. Так, собственно, и родилась музыка. Попробуем перечислить основные лазейки, которыми музыка «взламывает» наш мозг:

Интонации речи

Главное, что определяет воздействие музыки, — это узнавание в ней интонаций, свойственных человеческой речи. Музыка вызывает те же эмоции, что и соответствующим образом интонированная речь. По этим интонациям мы легко определяем — веселая музыка или грустная, агрессивная или успокаивающая. Отсюда — связь музыки и текста песни, когда музыка неким волшебным образом «повторяет» звучание текста.

В качестве примера сказанному. Вспомните национальную французскую, немецкую, китайскую музыку и то, как она удивительно похожа на речь, звучащую на соответствующем языке.

Все наши предыдущие рассуждения о гармонии полностью применимы к музыкальной гармонии и, собственно, объясняют ее происхождение. Те обобщенные правила и закономерности, что наш мозг выделяет в речи, именно они и составляют основу гармонических правил музыки. В музыкальной гармонии выделяют три категории:

«Согласное» звучание звуков образует первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу.
Другой категорией гармонии является звукоряд, который определяет интервальные отношения членов звукового ряда.
Форма, в которой разворачивается во времени и частотном пространстве звукоряд, определяет такую категорию гармонии, как лад.
Постоянно имея дело с речью, каждый человек приобретает опыт того, как должна звучать «правильная» речь. Это формирует представление о гармонии правильности речи, которое распространяется и на музыку. Тут можно выделить те же три составляющих, что и в музыке:

Частотные особенности человеческого голоса. Какие соотношения частот характерны для голосовых связок человека, а какие нет.
Интервальные особенности. Характерные для речи временные интервалы, которыми описывается структура фраз.
Модулирование звучания фразы, которое определяет ее интонацию. То, как выглядит структура ударений, то, чем отличается монотонный текст от эмоционально интонированного.
Соблюдение гармонии правильности позволяет не допустить фальшивого звучания. Наше восприятие фальши в музыке имеет точно такую же природу, как и восприятие исковерканной речи.

Вся музыка пронизана параллелями с человеческой речью. Например, человеческие голоса делятся на четыре регистра по высоте: сопрано, альт, тенор и бас. Доступные диапазоны нот для многих инструментов совпадают с диапазонами голосов. Для струнных инструментов: сопрано — скрипка, меццо — альт, тенор — виолончель, бас — контрабас. В группе деревянных духовых в том же порядке идут: флейта, гобой, кларнет, фагот. У медных инструментов: труба, валторна, тромбон, туба. Одну и ту же мелодию могут исполнять различные инструменты в различных тембровых диапазонах, точно так же как одну и ту же фразу с одной и той же интонацией могут произносить разные по высоте голоса.

Источник

Задания для проверки знаний  к уроку Искусства в 8 классе на
   тему­  Как соотносятся красота и польза
      по программе Г. П.  Сергеевой, И. Э. Кашековой,  Е.Д. Критской
1. В чем польза красоты? (красота радует взгляд, поднимает настроение, 
раскрывает ценность природы, жизненных явлений и т.д.)
2. Какие качества присущи красоте? (гармоничность, чувство меры)
3. Красота – это привилегия чего? (привилегия искусства)
4. Польза – это привилегия чего? (привилегия обычной жизни)
5. Существует ли такое четкое разграничение красоты и пользы? И почему? 
(не существует, потому что искусство активно вторгается в нашу жизнь 
в виде интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна 
машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенных и танцевальных 
ритмов и т.д. И наоборот – обыденная жизнь становится содержанием 
художественных произведений)
6. Какую возможность давало искусство во все времена? (давало 
возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни; 
благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили 
люди глубокой древности до наших дней)
7. Чем являлась красота  для древних людей? (не являлась самоцелью; 
считали красивым то, что в наибольшей степени способствовало 
выживанию и победе; красивое – это, прежде всего, быстрое, сильное, 
стремительное)
8. Что считал красивым античный философ Сократ? (то, что наилучшим 
образом соответствует своему назначению; «Большие уши лучше 
улавливают звук, поэтому они красивы»)
9. Чем восхищались фламандские художники XVII века? (восхищались 
великолепием огромного количества снеди, фруктов, овощей, даров моря)
10 Что голландские художники считали красивым?  (тихий, домашний уют) 11. Что отражало искусство в эпоху барокко? (отражало напряженную 
эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний
мир)
12. Какие темы получили широкое воплощение в искусстве в эпоху барокко? 
(борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой 
власти и нежной покорности; это повлекло за собой замысловатые, 
причудливые и противоречивые формы искусства)
13. На чем основана драматургия «Высокой мессы» И.С.Баха? (основана на 
раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, 
которые пробуждают величие духа и устремленность к активному 
действию)
14. Могут ли обрести высокий смысл и красоту произведения о заурядных или
трагических событиях, которые далеки от представлений о прекрасном? И 
почему? (да; они побуждают нас к размышлению, переживанию, 
состраданию, помогают, открыть новые грани окружающей 
действительности)
12. Что такое «шлягер»? (легкая, развлекательная, потребительская 
музыка; модная песенка танцевального характера) 
13. Можно ли утверждать, что музыкальные пристрастия человека – это 
своеобразное зеркало? (да, но отражается в нем не внешняя форма, а 
внутреннее содержание)
14. Какое отношение к искусству формируется в нашей современной жизни? 
(происходит преувеличение утилитарности искусства, прикладной  ее 
функции; при этом эстетические, художественные качества 
отодвигаются на второй план)
15. В каких областях современной жизни музыка и живопись применяются в 
прикладном, утилитарном значении? (в медицине, в воспитании; они 
способны лечить, психически оздоровлять людей)
16. А в каком качестве издавна применялась музыка? (применялась как 
средство управления поведением человека, организации его действий)
17. Какие две крайности объединяет в себе музыка? (глубокая задушевность,
проникновенность и строгая рассудочность)
18. Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах? (бытовой жанр 
(жанровая живопись) ­ жанр изобразительного искусства, в котором 
изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без 
прикрас; художники: Репин «Не ждали», Решетников «Опять двойка», 
Брейгель старший «Охотники на снегу», Ватто,  Шарден и др.)
19. Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного 
искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. 
Они приносят вред или пользу? В чем это проявляется? 
(__________________________________)
20. Поясните смысл выражения поэта Давида Самойлова: «Музыка лечит… 
Музыка губит» (___________________________________)
Рефлексия полученных знаний по теме
.

Источник

Источник