Как заключить транспортный договор в свою пользу

Как заключить транспортный договор в свою пользу thumbnail

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором  (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным  договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

  • транспортными уставами и кодексами;

  • при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза 

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза  составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к  ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

  • автомобильной перевозки;

  • железнодорожной перевозки;

  • воздушной перевозки;

  • внутренней водной перевозки

  • морской перевозки.

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 “Расходы на продажу”.

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет “НДС”, Кредит 19

– принят к вычету НДС.

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Источник

Новости и аналитика

Правовые консультации

Гражданское право

В договоре оказания транспортных услуг по перевозке грузов содержится пункт: перевозчик может привлекать третьих лиц в интересах заказчика для оказания услуг по перевозке грузов. Согласно условиям договора перевозчик обязуется за плату доставить груз, переданный ему отправителем, при этом нет уточнения, чьим транспортом, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу. У перевозчика в собственности нет транспорта, перевозка выполняется транспортом третьих лиц (по договору аренды). Договор не содержит положений об организации перевозки грузов перевозчиком, а также указаний на поручение перевозчику заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку грузов с третьими лицами.
Является ли этот пункт элементом агентского договора, в связи с чем необходимо оговорить сумму агентского вознаграждения? Возникает ли в этом случае оплата агентского вознаграждения?

В договоре оказания транспортных услуг по перевозке грузов содержится пункт: перевозчик может привлекать третьих лиц в интересах заказчика для оказания услуг по перевозке грузов. Согласно условиям договора перевозчик обязуется за плату доставить груз, переданный ему отправителем, при этом нет уточнения, чьим транспортом, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу. У перевозчика в собственности нет транспорта, перевозка выполняется транспортом третьих лиц (по договору аренды). Договор не содержит положений об организации перевозки грузов перевозчиком, а также указаний на поручение перевозчику заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку грузов с третьими лицами.
Является ли этот пункт элементом агентского договора, в связи с чем необходимо оговорить сумму агентского вознаграждения? Возникает ли в этом случае оплата агентского вознаграждения?

Как заключить транспортный договор в свою пользу

Прежде всего отметим, что под договором перевозки груза понимается договор, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Из приведенной нормы следует, что существо договора перевозки груза заключается в том, что по этому договору перевозчик обязуется перед грузоотправителем переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его управомоченному на получение груза лицу.
В отличие от этого договора агентский договор предполагает совершение одной стороной (агентом) по поручению другой стороны (принципала) юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Это означает, что предметом агентского договора изначально является заключение агентом определенных сделок в интересах принципала (от имени последнего или от своего имени), а также совершение действий неюридического характера, способствующих исполнению данного принципалом поручения.
Иными словами, при заключении агентского договора агент изначально не принимает на себя никаких обязательств по продаже товаров, выполнению работ или оказанию определенных услуг принципалу, а лишь обязуется совершить юридические действия и иные действия по привлечению третьего лица, которое уже непосредственно продаст товары, выполнит работы или окажет услуги в интересах принципала.
В связи с этим, если из условий договора определенно вытекает, что перевозчик принимает на себя обязательство перевезти вверенный ему грузоотправителем груз и выдать его грузополучателю, а не заключить в интересах грузоотправителя договоры на перевозку с третьими лицами, то такой договор нельзя признать агентским договором.
При этом тот факт, что положения договора позволяют перевозчику привлекать третьих лиц для перевозки груза, переданного ему для доставки грузоотправителем, сам по себе не влияет на квалификацию этого договора как договора перевозки.
Дело в том, что положениями п. 1 ст. 313 ГК РФ должнику предоставлено право возложить исполнение взятого им на себя обязательства на третье лицо, а кредитор обязывается принять такое исполнение как произведенное самим должником. Исключение составляют лишь случаи, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ). Данное правило применимо ко всем обязательствам, в том числе вытекающим из договоров (п. 3 ст. 420 ГК РФ).
Следовательно, перевозчик вправе привлечь на основании заключаемого им договора третьих лиц для исполнения своего обязательства по перевозке груза, вверенного ему грузоотправителем. Данный договор не должен расцениваться как договор, заключенный в рамках агентских правоотношений, поскольку у перевозчика есть выбор: оказать услуги грузоотправителю непосредственно, либо поручить исполнение своего собственного обязательства третьему лицу на основании заключенного с этим третьим лицом договора. При этом в любом случае ответственным за исполнение обязательства по перевозке перед грузоотправителем остается сам перевозчик, а не третье лицо (ст. 403 ГК РФ, п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении”).
На то обстоятельство, что перевозчик в рамках отношений по грузоперевозке может привлекать к исполнению обязательства третьих лиц указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.03.2016 N Ф03-309/16, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2015 N Ф09-10313/15, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2015 N Ф03-6321/14).
Таким образом, вышеизложенное указывает на то, что если по договору какое-либо лицо приняло на себя обязательство перевезти груз другого лица и вручить его грузополучателю, но при этом согласно этому договору имеет право привлечь к исполнению своих обязательств третье лицо, такой договор не должен расцениваться как агентский или имеющий элементы агентского договора.
Тем не менее необходимо учитывать также и то, что окончательная квалификация конкретному договору может быть дана только с учетом буквального толкования тех или иных его условий, соотнесения этих условий с иными условиями договора и смыслом договора в целом, а также предшествующих договору переговоров и переписки, практики, установившей во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон (ст. 431 ГК РФ). Поэтому итоговое решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается отношений, в которых грузоперевозчик, не обладающий собственным транспортом для перевозки грузов, использует для исполнения своих обязательств арендованный транспорт, то, на наш взгляд, такие отношения агентскими признаны быть не могут.
Во-первых, в законодательстве не содержится положений, согласно которым наличие у перевозчика транспортных средств в собственности являлось бы обязательным условием заключения договора перевозки или обязательным условием осуществления деятельности по перевозке. Иными словами, сам по себе факт аренды перевозчиком транспортных средств никоим образом не влияет на квалификацию того или иного договора именно как договора перевозки.
Во-вторых, о чем уже упоминалось выше, в рамках агентских отношений агент, заключая договоры, действует не в собственных интересах, а в интересах принципала, то есть товары, работы, услуги, являющиеся предметом указанных договоров, призваны удовлетворять потребности не агента, а принципала. В ситуации же, изложенной в вопросе, непосредственный интерес грузоотправителя состоит не в получении прав временного владения и пользования транспортными средствами, что является предметом договора аренды таких транспортных средств (ст. 606, ст. 632, ст. 642 ГК РФ), а в перевозке груза в определенное место и вручении его грузополучателю. Поэтому перевозчик, арендуя транспортные средства для перевозки груза, вверенного ему грузоотправителем по договору перевозки, действует при заключении договоров аренды в собственных хозяйственных интересах, так как заключение этих договоров позволяет перевозчику надлежащим образом выполнить взятое на себя обязательство по перевозке груза и получить имущественную выгоду в виде оплаты его услуг, а права владения и пользования арендованным имуществом возникают непосредственно у перевозчика, а не у грузоотправителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Как заключить транспортный договор в свою пользу

Источник